Home » Мақалалар » Читательская грамотность как основа функциональной грамотности

Читательская грамотность как основа функциональной грамотности

Джанаханова Гульсим Сабитовна
учитель русского языка и литературы
школы-лицея №89 города Астаны

На сегодняшний день функциональная грамотность является базовым образованием личности. Функциональная грамотность — это способность человека применять на практике свои знания и умения. Задача школы — помочь ребенку достичь базового уровня функциональной грамотности вне зависимости от внешних обстоятельств.

В основе функциональной грамотности  лежит читательская грамотность: она помогает извлекать и понимать информацию, представленную в сплошных и несплошных текстах, самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, создавать различные тексты: сочинения-рассуждения, изложения, сообщения, доклады, рефераты, рецензии, публичные выступления. Без нее другие виды функциональной грамотности будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией — и именно функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста.

На уроках русского языка формировать функциональную грамотность и развивать ее удобно при работе с текстом. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Привычные задания на определение главной мысли и темы текста позволяют поработать с пониманием, поиском и извлечением информации. Задания по составлению плана текста позволяют оценить форму текста, проанализировать его структуру, преобразовать информацию из текста. — все они так или иначе являются заданиями по функциональной грамотности.

При работе над читательской грамотностью важно работать не только с художественными текстами, но и с научными, бытовыми, учебными. На уроках  мы следим за разнообразием текстов, чтобы ученики могли работать с текстами разных жанров, стилей, разного предназначения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Например: Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться «читать между строк», уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Формированию навыков функциональной грамотности способствует, прежде всего, создание необходимых условий, таких как комфортный психологический настрой, правильно сформулированный проблемный вопрос, способность услышать друг друга. Для стимулирования практической деятельности обучающихся на уроках использую следующие активные формы обучения: «Мозговой штурм», «Тонкие и толстые вопросы», «Воображение и

Прогнозирование», «Ромашка Блума», «Шесть шляп», «Инсерт»,«Синквейн», «Горячий стул». Они позволяют школьникам сразу включиться в работу на любом этапе урока.

Приведу пример использования стратегии «Шесть шляп» на уроке русского языка и литературы в 7 классе по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»:

Белая шляпа –  беспристрастные факты, информация. (Главные герои рассказа – Жилин и Костылин. Жилин – «хоть невелик ростом, да удал был», Костылин – «мужчина грузный, толстый, вест красный, да и пот с него так и льет». Оба служат на Кавказе, где идет война, и т.п.)

Желтая шляпа это  положительное, позитивное мышление. (Жилин – смелый, храбрый, верный товарищ, предусмотрительный, выносливый, ласковое обращение к лошади, любит и переживает за мать, и т.д.)

Черная шляпа – минусы. (Костылин – трусливый, слаб духом, грубое обращение к лошадям, предательство, ленивый и т.д.)

Красная шляпа – эмоции. (Жилин – уважение, Костылин – неприязнь)

Зеленая шляпа это творческое начало и расцвет новых идей. (изменить ход повествования или концовку, то есть придумать свои пути решения проблемы)

Синяя шляпа – осмысление, обобщение, общие выводы. (эксперты оценивают работу каждой группы, обосновывая свое мнение)

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Основная задача педагога – обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить формирование функционально грамотной личности. Последовательная и кропотливая работа в этом направлении ведёт к тому, что у обучающихся появляется интерес к предмету, работе в группах. У ребят исчезает страх публичного выступления, они открыто начинают высказывать свое мнение, формулируют свою точку зрения. Вся эта работа ведёт к формированию функциональной грамотности у наших обучающихся.

 

Список литературы

  1. Ибраимова Ш.С. «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»: Методические рекомендации / МОН РК АО НЦПК «Өрлеу» – Усть-Каменогорск: 2020.
  2. Токарева И.М. статья «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы» https://dspace.enu.kz/bitstream/handle/data/13316/rabota-s-tekstom-kak-sredstvo-formirovaniya.pdf?sequence=1&isAllowed=y

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.