Home » Мақалалар » Проблемы адаптации пятиклассников  при переходе в среднее звено

Проблемы адаптации пятиклассников  при переходе в среднее звено

Исабаева Кульжанат Тулегеновн
педагог-исследователь
 педагог-психолог ШЛ №27
г.Астана

       Новый этап переход учащихся  из начальной школы в пятый класс совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития.

Как мы видим в  практике, большинство детей переживает эти моменты как один из важных событий  в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разным стилем отношений является для них явным показателем их взросления. Они с удовольствием и гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям об учителях, о  «доброй» математичке или «странном» историке. Большинство   подростков осознает новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с одноклассниками.

Переход из начальной школы в пятый класс связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Новые требования и  изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, норм ,  предъявляемых к школьнику разными учителями и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в среднем звене – все это является сложным испытанием для психики школьника.

В данный период дети могут стать наиболее тревожными, робкими, или, напротив, «развязными», суетливыми, чрезмерно неугомонными . У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные физиологические отклонения в той или иной форме характерны для 70-80%  школьников. У большинства детей подобные отклонения носят временный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы.

Однако есть дети, у которых данный сложный процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

 

                  Что может затруднить адаптацию детей ко второму звену средней школы?

  1. Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: учительница истории требует, чтобы, отвечая урок ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы за собственное мнение.
  2. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
  3. Трудности могут быть связаны с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников появляется ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шакированы» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки»; иногда классов.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются          совершенно разные желания и мотивы. Это может быть потребность вновь оказаться в знакомой, ситуации опеки, внимания и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают.

Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем это может быть у одного и того же подростка.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличие множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

 

Как помочь ребенку в период  подростковых изменений.

Все вы замечаете, как меняются ваши дети. Некоторые говорят,  что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает сильно изменен характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится неудобным. С ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним? Оказывается, он вступил в один из своих важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, в период перехода от детства ко взрослости, в подростковый период. В древности считалось, что он настолько же важен для человека, как и рождение, вступление в брак и смерть. И сколь он важен, столь и труден, поэтому существовала тщательно  разработанная система ритуалов для помощи подростку в прохождении этого периода. В наше время подросток остается  со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один. Помочь ему может только семья, т.е. вы.   Поэтому давайте посмотрим, что же происходит с подростком.

Также и у наших детей. До начала подросткового возраста у них существовало достаточно устойчивое представление о себе. Но начинается бурное физиологическое развитие. Оно не всегда сильно проявляется внешне и может действовать изнутри. Меняются характеристики мышления. Оно становится абстрактно-логическим, способным выдвигать гипотезы, строить долговременные планы, а иногда и целые философские теории. Приближается взрослое будущее. Его требования начинают «звучать» уже в настоящем. Например, когда мы говорим ребенку: «Ты же взрослый, ты должен…».

И в этот период резких изменений у подростка частично разрушается, расшатывается прежняя «Я-концепция», старое представление о себе. Кто Я? Какой Я? Чего я хочу и могу? Вот вопросы, на которые обычно не может ответить подросток.   Психологи говорят: «Начался подростковый кризис. Терпите, родители».

Понятно, что внешне кризис проявляется не задаванием вслух подростками вопросов, которые были обозначены. И проявляется по-разному.

Как можно заметить, все родители отмечают резкие изменения в своем ребенке, нарастание трудностей в общении, в частности, появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, острого отстаивания своих прав при нежелании выполнять элементарные обязанности.

И в то же время сами подростки кричат о боли непонимания их взрослыми, страдают от одиночества и в то же время стремятся к нему; мечтают выговориться и крепко охраняют свой внутренний мир от вторжения.

Следующее, что  нужно иметь в виду — это возможность «выхода на поверхность» тех или иных нарушений развития, относящихся к детским возрастам: младенчеству, раннему, дошкольному, младшему школьному. Это, с одной стороны, может осложнить протекание подросткового кризиса, и, соответственно, взаимодействие родителя с подростком, с другой — предоставляет возможность устранения этих нарушений.

Главное — это понять и принять   изменения, происходящие в данный период жизни в подростке. Мы же, наоборот,  часто встречаем непонимание, из этого могут вытекать стремление родителей сохранить жесткий контроль над ним или «повернуть назад развитие». Иногда можно заметить не принятие родителями новых качеств подростка и желание вернуть старые детские: послушание, ласковость,  и т.п. И когда они приходят к психологу, то ждут  совета, как вернуть контроль и сделать подростка таким, каким он  был прежде.

Итак, родителям  нужно согласиться с тем, что все происходящее с ребенком не только нормально, но и закономерно. Иначе возможны различные не только ненужные, но и просто вредные действия.

Помимо принятия кризисных проявлений необходимо помнить следующее. Особую сложность для подростка приобретает поддержка родителями его временно сниженного «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии.

Соответственно, перед родителями встает задача полного удовлетворения этой потребности, причем для этого иногда требуется вернуться к средствам, традиционно применяемым в отношении маленьких детей: обильным словесным и тактильным поглаживаниям. Таким образом,  основа родительской помощи — не какие-либо желания в действиях по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а умение  открыто выражать свою искреннюю любовь к нему. Понятно, что для многих это покажется странным и достаточно трудным, тем более, что и сам подросток не всегда готов к этому. Порой ребенок всем видом  напоминает ощетинившегося щеночка «Не подходи – кусну». Поэтому многим родителям нужно начинать проявлять свою любовь «маленькими шажками», которые будет готов принять их маленький подросток. Но при всей трудности этого процесса, он жизненно необходим подростку.

Обратим внимание на следующий, казалось бы, очевидный факт, но при этом часто выпадающий из внимания родителей. Когда ребенок начинает взрослеть, ему начинает требоваться любовь родителей в форме, несколько другой от той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим прежде всего хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем среде, то теперь становится важным принятие и поддержка подростка как личности, самостоятельной и индивидуальной. Но многие родители не умеют проявлять свою любовь иначе, чем через кормление, проявление контроля и внешней заботы. А сейчас подростки, наоборот, воспринимают такую любовь как ее отсутствие, что приводит к многочисленным конфликтам. Как точно замечены данные факты жизни подростка.

Однако при этом важны такие действия со стороны родителей,  чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее. В этом его отличие от ребенка младшего возраста, и непонимание родителями нынешнего подростка может привести к формированию у него инфантильной или потребительской позиции. Имеется в виду уметь ставить подростка в такую ситуацию, в которой он будет заботиться о ком–то, помогать, т.е. действенно проявлять свою взрослость.

Таким образом, необходима переориентация родителей от отвержения изменений в подростке к полному безоценочному принятию этих изменений, с одной стороны, и создание ему условий, в которых он сам может проявлять заботу, внимание к кому-либо, с другой стороны.

Раскрывая себя другому, подросток раскрывает, прежде всего, себе самому себя. Можно предположить, что самораскрытие является преддверием внутреннего диалога. Однако внутренний мир подростка очень хрупок, является для него некоторым интимным таинством, поэтому многие исследователи отмечают существование в этом возрасте риска самораскрытия, т.е. выраженной защиты  подростками своего внутреннего мира, в особенности от взрослых. Следствием этого может быть некоторое искажение рефлексивных процессов, появление у подростка сильного чувства одиночества, беспомощности. Поэтому нужно показать родителям  необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии своего ребенка, потому что, далеко не всегда она удовлетворяется должным образом в общении со сверстниками. Иными словами, подросток должен иметь возможность разговаривать с родителями о любых вопросах, которые его волнуют. Но он будет это делать только в том случае, если будет уверен, что не встретит резкого осуждения своих взглядов, стиля поведения, одежды, друзей. Родители вправе думать по ряду вопросов по-другому, но и подросток может иметь собственное мнение, которое с уважением должно быть выслушано и принято родителями.

В свете разговора о правах и обязанностях нужно особо остановиться на проблеме, которую подростки называют контролем. Часто любые действия родителей, воспринимаемые ими  как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции. При этом не важно, насколько обоснованными были на самом деле действия родителей, поскольку подросток фиксирует в них только сферу контроля.

Поэтому очень важно, чтобы родители сумели необходимые контролирующие действия донести до подростка как действия заботы о нем или внимания, тогда то же самое родительское поведение будет воспринято подростками более лояльно. Если родители действительно сумеют грамотно помочь своему ребенку преодолеть кризис, последний станет существенной ступенькой в развитии, источником появления важнейших нужных впоследствии личностных характеристик.

 

  1. Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск, 1996,
  2. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  3. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы. // Социальные исследования, 1995, № 9.

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.