Ержанова Раушан Шадиевна
воспитатель ясли-сада №29 «Балауса»
Г.Уральск ЗКО
«Самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей – являются родители. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших – это такая основа детского мышления, которую не может заменить в возросте никто» (Сухомлинский В.А.)
Нравственно-патриотическое воспитание предусматривает тесный контакт, доверительный, основанный на любви, контакт родителей со своими детьми, с воспитателями.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к желательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей — вот главные идеи воспитания нравстенно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Издавно ведется спор, что важнее в становленнии личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учереждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям. Так, Я.А.Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен и расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
В основе новой консепции взоимодействия семьи и дошкольного учереждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить дополнить их воспитательную деятельность.
Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:
-воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважение к труду;
-развитие интереса к традициям и промыслам;
-расширение представлений о городах Казахстана, своем городу;
-знакомство детей с символами государства (герб,флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учереждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаймоотношения со взрослыми и сверстниками.
Семья и дом – это важные ценности в жизни каждого человека.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
В семье дети должны знать о традициях своей семьи, свойх близких друзей.
Предлогаеться сначало постройть дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом будет построен, родительи должны пойграть вместе с ребенком в «новоселье». Посмотреть удобно ли в доме, красиво ли там, уютно ли.
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому,что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю возникновения, достопримечательности. Родители сначало рассказывають ребенку о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к историй страны, края. Родители организовывають экскурсии в музей, к мемориалу славы «Вечный огонь» на День победы, ко дню 1 мая идуть вместе с детьми на парад.
Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым.
Проезжая мимо полей, садов, виноградников расказываем детям о том как плодородна наша земля.
Воспитываем у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
Ребенок должен знать о том где работають его родители, какую пользу приносить труд людям, Родине.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек ) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережного отношение к хлебу»
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только потриотические чувства, но и формируют его взоймоотношения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, подводя итоги можно сказать,что нравственно-потриотическое воспитание дошкольников являются важнейшей частью общего воспитания молодого поколения достойного Человека.