Home » Баяндамалар » Формирование информационной культуры в библиотеках образовательных учреждений

Формирование информационной культуры в библиотеках образовательных учреждений

Вхождение человечества в информационное общество, обусловило радикальные изменения в системе образования: на смену принципу «образование на всю жизнь» пришел принцип «образование в течение всей жизни».  Следствием таких изменений  является  необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирования особых знаний и умений по работе с информацией, позволяющих  обучаться всю жизнь.

Таким образом, мировым сообществом осознана необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе путем формирования нового вида культуры – информационной.

Нужно заметить, что в библиотеках общеобразовательных учреждений Казахстана накоплен определённый опыт работы в формировании библиотечно-библиографических знаний или библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, библиотечно-библиографической культуры, информационной грамотности, компьютерной грамотности. Однако в последние годы все эти привычные понятия существенно потеснил термин «информационная культура личности». И это не случайно, ибо он позволяет выразить всю полноту содержания понятия, отражающего совокупность знаний и умений современного человека при работе с информацией.

Современная трактовка информационной культуры предполагает синтез старой, преимущественно книжной, библиотечной культуры и культуры, связанной с новыми информационными технологиями (кино, телевидение, Интернет). Ее важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений (умение вести самостоятельный поиск, анализ и синтез информации с использованием как  традиционных, так и новых информационных  технологий), является информационное мировоззрение – система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества.

В целом информационная культура трактуется сейчас как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в обществе. В этих условиях библиотека образовательного учреждения, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает уникальный шанс, поднять свой престиж, упрочить статус библиотекаря за счет превращения библиотеки в центр формирования информационной культуры личности. Где учащиеся получают специальную информационную  подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска, как в традиционной (ручной), так и в новой компьютерной технологии, осваивают навыки анализа и синтеза найденной информации, технологию самостоятельной подготовки необходимых в ходе обучения информационных продуктов — конспектов, докладов, рефератов, обзоров и т.п.

Особая роль библиотеки образовательного учреждения в деле формирования  информационной культуры подрастающего поколения определяется, прежде всего, возможностью реализации систематической информационной подготовки учащихся в её неразрывной связи с учебным процессом.

Однако, текущее состояние информационного просвещения характеризуется преимущественно инициативным (то есть не обязательным, не систематическим) характером работы, преобладанием монодисциплинарного подхода (либо обучение основам библиотечно-библиографических знаний, либо ликвидация компьютерной  отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки библиотекарей, дефицитом учебно-методической литературы и дидактических средств обучения, низким уровнем внедрения в практику работы библиотек новых информационных технологий.

Ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографические знания, сами по себе, изолированно, не дают возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном океане информации. Необходим синтез всех этих направлений, в совокупности образующих информационную культуру личности. На пути превращения библиотеки образовательного учреждения в подлинный центр формирования информационной культуры личности еще много проблем организационного, материально-технического, финансового характера. Однако решающее значение принадлежит всё-таки библиотекарю, который может и должен стать равноправным участником образовательного процесса, формирующего особую грань культуры современного человека – информационную культуру.

Алексей Олексюк,

Наталья Есимтаева,

специалисты отдела библиотечной работы

филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.