Досанова А.Н. воспитатель
Детский сад №64 «Асыл бобек»
для детей с нарушением опорно
опорно двигательного аппарата
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Творчество».
Разделы: Развитие речи, Ознакомление с окружающим миром, Аппликация.
Тема: «Осенний сад».
Цель: Формировать связную речь, вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы, учить любоваться осенней природой. Познакомить детей с нетрадиционным способом аппликации – обрыванием.
Задачи: Закрепить приметы и признаки золотой осени. Развивать грамматический строй речи, воображение, мелкую моторику рук, наблюдательность. Активировать словарный запас. Воспитывать эстетический вкус, любовь и бережное отношение к природе.
Коррекционная работа: развивать физиологическое дыхание, внимание, восприятие, память, правильное звукопроизношение.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов об осени: Е.Трутневой «Осень», А.Плещеева «Осень наступила», А.Пушкина «Унылая пора», «Уж небо осенью дышало». Работа с пословицами, поговорками об осени; загадывание загадок. Подготовить фоновый лист с деревом.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением деревьев и листьев: дуба, клёна, берёзы, рябины, тополя. Мультимедийная презентация к чистоговорке «Осень», интерактивная доска. Цветная бумага, клей, осенние листочки (берёзы, клёна, дуба, рябины, тополя), готовые фоновые альбомные листы с изображением дерева без листьев, салфетки.
Словарная работа: голый сад, ранняя, золотая, поздняя осень, крона дерева.
Полилингвальный компонент: күз – осень – autumn, орман – лес – forest, ағаш – дерево – tree, қызыл – красный – red, сары – жёлтый — yellow, қызысары – оранжевый — orange, жапырақтар – листья – leaves, бір – один – one, екі – два – two, үш – три – three, төрт – четыре – four, бес – пять – five.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | Приглашает детей в круг радости: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать. Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Загадывает загадку: Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.
Задаёт вопросы: — Кто пришёл без кисти и перекрасил все листья? — Какого цвета были листья летом? — Какого цвета стали листья с приходом осени?
Предлагает пропеть чистоговорку «Осень» (Толмачёвой М.С.) | Становятся в круг и проговаривают стихотворение с педагогом: Мы будем разговаривать И будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Проявляют интерес, слушают загадку. Отгадывают загадку: (Осень).
Отвечают на вопросы: -Наступила осень. -Перекрасила все листья. Летом листья все зелёные, а с приходом осени листья меняют окраску.
Подпевают чистоговорку под мелодию. Ла, ла, ла, ла, Осень к нам пришла. Ул, ул, ул, ул, Ветерок подул. Ила, ила, ила, ила, Листва в воздухе кружила. Али, али, али, али, Все мы осень очень ждали. |
Организационно-поисковый | Читает стихотворение: (разбрасывает осенние листочки)
Листопад, листопад, Осыпается наш сад. Листья жёлтые летят, Скоро будет голый сад.
Словарная работа: со словами голый сад, ранняя, золотая, поздняя осень.
Предлагает собрать осенние листочки, рассмотреть их, рассказать: «С какого дерева листок?»
Дидактическое упранение «Подуем на листочек». Цель: развивать физиологическое дыхание.
Дидактическое упражнение «Шелест листвы». Цель: развивать правильное звукопроизношение звука.
Д/И «Соберём веночек из осенних листочков» (в три обруча (кружочка) – берёзовые, кленовые и дубовые). Цель: активизировать: двигательную активность, словарный запас, развивать грамматический строй речи. Формировать умение узнавать осенние листочки по дереву, прямой и порядковый счёт в пределах 5 на трёх языках.
Вводит полилингвальный компонент.
Пальчиковая гимнастика «Осенние приметы и признаки». Цель: развивать связную речь, мелкую мускулатуру пальцев рук.
Показывает цветную бумагу, и объясняет что это цветные листы бумаги, рассказывает о свойствах бумаги.
Предлагает детям рвать цветную бумагу, на мелкие кусочки. Затем поиграть, подбрасывая листочки бумаги вверх (имитируя «листопад»).
Д/И «Листопад» (из цветной бумаги). Цель: развивать двигательную активность детей.
Предлагает детям собрать кусочки цветных бумаг в корзинку.
Показывает образец, и альбомный фоновый лист с силуэтом дерева. Предлагает детям приклеить осенние листочки на крону дерева.
Объясняет последовательность выполнения аппликации.
Проводит индивидуальную работу. | Внимательно слушают стихотворение.
Повторяют слова и запоминают их значение.
Собирают опавшие, осенние листочки, рассматривают их, рассказывают:
— Осенний, жёлтый, берёзовый лист, осенний оранжевый кленовый лист) и т.д.
Выполняют упражнение: — вдыхают воздух через нос, выдыхают плавный длительный воздух через рот.
Поднимают руки вверх, произносят звуки: «ш-ш-ш», приседают на корточки и снова произносят звуки: «ш-ш-ш»
Принимают участие в игре. Дети становятся в три колонны, и под музыку «Листик, листик, листопад» собирают «веночки» из осенних листочков в обручи. Считают осенние листочки на казахском, английском и русском языках.
Повторяют слова на трёх языках: күз – осень – autumn, орман – лес – forest, ағаш – дерево – tree, қызыл – красный – red, сары – жёлтый — yellow, қызысары – оранжевый — orange, жапырақтар – листья, бір – один – one, екі – два – two, үш – три – three, төрт – четыре – four, бес – пять – five.
Перечисляют приметы и признаки осени, при этом загибают пальчики на руках.
Разрывают листы цветной бумаги желтого, красного и оранжевого цвета на мелкие кусочки.
Внимательно наблюдают, выполняют инструкции педагога.
Подбрасывают кусочки цветной бумаги – приговаривая «Листопад! Листопад!»
Собирают в корзинку мелкие листочки бумаг.
Рассматривают образец готовой работы.
Слушают объяснение педагога выполнения аппликации в последовательности.
Приступают к самостоятельной деятельности. |
Рефлексивно-корригирующий | Выставка детских работ.
Анализируют готовые работы. — Посмотрите, ребята, каждый из вас выполнил работу по одному дереву. Все работы вместе собрали, и у нас получился «Осенний сад».
Проводит рефлексию «Осенний листочек». | Оформляют выставку «Осенний сад».
Рассматривают результаты своей деятельности, любуются осенними деревьями, садом, отмечают необычность работы.
Передают по кругу «осенний листочек» и делятся впечатлениями. |
Ожидаемый результат:
Знать: явления, приметы и признаки осени, названия деревьев.
Иметь: представление о сезонных изменениях в природе осенью.
Уметь: устанавливать связь между признаками в природе, делать выводы, выполнять аппликацию, используя метод обрывания.