Home » Бес сауал » Современные требования к урокам производственного обучения. Независимая оценка качества, трудоустройства выпускников организаций ТиПО

Современные требования к урокам производственного обучения. Независимая оценка качества, трудоустройства выпускников организаций ТиПО

   «Важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в XXI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого? …Все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования».

Н.А. Назарбаев

       Главной задачей, стоящей перед учебными заведениями ТиПО на сегодняшний день является подготовка конкурентоспособных рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы и с учетом инновационной направленности экономической стратегии развития РК.

На сегодняшний день дуальная система подготовки – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Система дуального обучения совмещает в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

состояния и состояния профессионального образования в нашей стране.

Элементы дуальной системы обучения мы начали внедрять с сентября  2014 года по специальностям: 1211000 «Швейное производство моделирование одежды», профессиям 1211072 «Модельер-закройщик» и «Портной». Всвязи с тем, что с 2014 года в рамках эксперимента проекта «Дуальной карты образования» колледж № 5 является базовым предприятием по текстильному кластеру в ЮКО, колледж также осуществляет подготовку специалистов по специальности 1209000 «Ткацкое производство», профессии 1209012 «Ткач».

Работа по переходу на дуальную систему образования ведется, многое сделано, но еще очень много предстоит сделать.

Внедрение дуальной системы обучения в учебных заведениях ТиПО  требует введение нормативной базы документов, позволяющей четко регламентировать механизмы обучения. В недавнем прошлом учебное заведение имело статус лицея. Со сменой вывески на колледж содержание и структура учебных образовательных программ для подготовки рабочих и технических кадров не изменились. В настоящее время наш колледж осуществляет подготовку по рабочим специальностям для швейной промышленности, в то время как на производстве требуются специалисты разных уровней – это и рабочие (швеи, портные, модельеры-закройщики) и специалисты среднего звена (модельеры-конструкторы). Целесообразнее было бы на базе колледжа осуществлять подготовку специалистов с различным уровнем подготовки и квалификации, чтобы как можно полнее удовлетворить потребность предприятий в квалифицированных специалистах.

Так как дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых, между колледжем № 5 и предприятиями были заключены Договора о сотрудничестве при участии Палаты предпринимателей ЮКО, Управления образования ЮКО. Нашими партнерами на сегодняшний день являются следующие предприятия:  ТОО «ГауҺар»; ТОО «SABTEX»;  ТОО «Нурдан»;АО «Меланж»;ТОО «Томирис», ТОО «Арайлы»; ТОО «KAZPLAST»; ТОО «BAL Tekstil»;ТОО «Әлем-БТ»;ТОО «Azala Textile»ТОО «ГауҺар»,ТОО «Golden Nomad».

На сегодняшний день дуальной системой охвачены учащиеся по специальности «Швейное производство и моделирование одежды», квалификация «Модельер-закройщик» и «Портной»,  «Ткацкое производство», квалификация «Ткач».

Для успешного внедрения дуальной системы образования договора о сотрудничестве учебны заведений и предприятий дожлны реально работать. Однако не всегда это так.   Современный работодатель не всегда охотно идет на сотрудничество с учебными заведениями, так как то хлопотно и порой на первоначальном этапе требует и материальных затрат предприятий и дополнительных усилий  со стороны руководства и специалистов-передовиков производства. Так, например, не со всеми предприятиями решен вопрос о предоставлении учебного кабинета для проведения вводного и заключительного инструктажей с учащимися. Также больным вопросом остается транспорт по перевозке учащихся к месту практики, горячее питание. Ни для кого не секрет, что в учебных заведениях ТиПО учатся в основном дети из малообеспеченной прослойки населения. Также имеет место фактор разбросанности предприятий по городу. Предприятия на территории СЭЗ «Оңтүстік» находятся вообще за чертой города. Отдельный вопрос – вопрос о заработной плате учащемуся – о стимулировании его труда. Поддержать интерес, удержать его (ученика) на производстве сможет не только любовь к выбранной профессии, но и материальное стимулирование причем, не в последнюю очередь.

По дуальной системе обучения доля теоретических занятий составляет 40 %, практических- 60%. Следовательно, занятиям  производственного обучения и производственной практики отведена большая часть учебного процесса. Для того, что бы результаты практической подготовки учащихся были наиболее эффективны, практические занятия должны проводиться на производстве.

Для этого на предприятии необходимо оборудовать учебный кабинет, оснащенный учебным швейным оборудованием и дидактическим материалом. Занятия производственного обучения рекомендуется проводить мастером производственного обучения  в следующей форме:

  • сбор учащихся за 15 минут до начала рабочей смены;
  • проведение вводного инструктажа перед началом работы, краткое информирование по теме, согласно рабочей учебной программе (технология обработки конкретного узла, детали или изделия, последовательность и технические условия выполнения);
  • проведение инструктажа по выполнению производственных работ и операций, выполняемых в цехе;
  • выполнение работы в потоке или других видов работ в цехе;
  • сбор учащихся в конце смены за 15-20 минут до ее окончания для проведения заключительного инструктажа (закрепление, разбор ошибок, оказание помощи  и т.п.) .

На  любом производстве выделены различные участки и цеха, в которых выполняются работы различной специализации.  Для успешного усвоения каждый учащийся согласно  разработанному графику  должен перемещаться по участкам швейного производства приобрести навыки и умения  по всем видам работ.

При такой форме обучения имеет место тесная связь учебного процесса колледжа и предприятия.

Какие преимущества получит производство от такого обучения? Координирование процесса обучения – индивидуально для каждого учащегося, и как следствие, получение подготовленного и адаптированного специалиста, а не нанимать иностранных специалистов на работу как часто бывает (современное швейное и текстильное производство оснащено новейшим современным оборудованием, имеющего теоретическую и практическую подготовку).

Переход на дуальную систему обучения дает существенные преимущества как для работодателя, так и для учебного заведения, решается главная задача – выпускается специалист, знающий что он умеет и что может предложить работодателю.

Введение дуальной системы образования обеспечивает высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Ассортимент выпускаемой продукции в цехах швейных предприятий ЮКО различен и имеет свои особенности. Одни предприятия выпускают спецодежду, другие – форменную и ведомственную, третьи – мужские классические костюмы. Выпускник, прошедший обучение по дуальной системе, не будет доучиваться или переучиваться и адаптироваться, т.е. работодатель готовит кадры для себя.

По дуальной системе обучение ведется по  принципу «от практики к теории». Студенту гораздо интереснее непосредственно участвует в решении реальных профессиональных задач, он учится более осознанно и заинтересовано. Дуальная система дает возможность студенту влиться в коллектив предприятия, воспитать его, как дисциплинированного работника, а также оценить работодателю уровень его подготовленности.

Дуальная система образования также выгодна и для колледжа. Для достижения высоких результатов обучения по дуальной системе преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве, проходить стажировку на предприятиях. Научно-технический прогресс не стоит на месте, современные предприятия оснащены новейшим высокопроизводительным оборудованием с программным обеспечением. Где как не на производстве, можно увидеть в работе, изучить и показать ученику в работе оборудование для САПР, ленточные раскройные машины, вышивальные многоголовочные машины, полуавтоматы для обработки прорезных карманов, специальные машины для втачивания рукавов и другого швейного оборудования ведущих мировых фирм.

Внедрение дуальной системы позволит колледжу оправдать свое существование, исходя из потребностей рынка в регионе, развить свой потенциал, повысить квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров и приведет к росту его конкурентоспособности.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.

Для предприятия – это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации

Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.

Колледж №5 и в дальнейшем будет внедрять и развивать дуальную систему обучения. Хочется подчеркнуть, что внедрение дуальной системы образования будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров и специалистов для высокотехнологичного производства, формированию общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа. Конкурентоспособность и востребованность выпускника, развитие эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования станет мощным фактором его модернизации.

 

О.А. Коваленко,

ГККП «Колледж № 5»,

г. Шымкент

 

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.