Home » Білім және өнер » РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

Включение регионального компонента в программу обучения в школах с национальным языком обучения одним из эффективных путей активации познавательной деятельности учащихся, ярких средств мотивации и развития речевой и языковой компетенции.

Использование в учебном процессе регионального компонента, отражающего местную материальную и духовную культуру, раскрывающего экономическую и социальную историю края, способствует познавательной и творческой активности учащихся, обеспечивает успешное овладение русским языком.

Краеведческий материал может быть активно использован при обучении разным видам речевой деятельности: тексты для чтения, звучащие тексты для аудирования, в качестве учебного материала для отработки навыков письма (в виде диктантов, упражнений для самостоятельной работы); как текстовый материал для составления диалогов; на базе краеведческого материала можно создавать фрагменты мультимедийных занятий.

Краеведческий материал может стать базой для изучения всех аспектов языка, и более широко-комплексному филологическому анализу.

Для фонетического анализа слов может быть использовано любое топонимическое на именование, с целью иллюстрации основных особенностей фонетической системы русского языка (обозначение мягкости и твердости, глухости и звонкости согласных звуков; способности гласныхйотированных букв обозначать один или два звука в зависимости от позиции в слове.

В разделе занятий по лексикологии, учащиеся с интересом вовлекаются в этимологические «раскопки», в результате которых узнают реальную историю некоторых им известных наименований (Соленая балка), действительные события и легенды, положенные в их основу. Как появились такие топонимы (наименования), как Соленая балка, дом купца Кубрина, городище Бозок, Акмола, Алжир.

Исторические и культурные сведения открывают учащимся история улиц и площадей, которые изменили свои названия, так улица К.Маркса стала Кенесары, Целинников- проспект Республики, Ленина- Абая, Комсомольская- Желтоқсан.

Анализ топонимов позволяет осознать принципы, положенные в основу топонимических наименований.

Эффективно привлечение местных топонимов при изучении морфемики и словообразования, т.к. в них находят отражение основные морфологические способы, действующие в современном русском языке. Для анализа структуры сложных слов также могут быть использованы топонимы, к примеру (история названия улиц Манаса и других, построенных зданий).

В процессе морфемно-словообразовательного анализа топонимов учащиеся смогут осознать процесс словообразования как движение от простого к сложному, научится определять взаимосвязь однокоренных слов, выявлять языковые средства, при помощи которых образуются новые слова.

Местный материал успешно используется и при отборе предложений для грамматического анализа и текстов для изложений, диктантов. Источником служат книги об Астане, краеведческие журналы, газетные публикации.

Работу с использованием краеведческого материала на занятиях по русскому языку важно проводить систематически, однако, это не означает, что нужно включать в план каждого занятия. По возможности целесообразно использовать при изучении соответствующего раздела науки о языке, при обучении лингвистической теории и при освоении практического курса русского языка.

Ценность краеведческого текста состоит в том, что к нему можно обращаться многократно, на разных уровнях обучения языку. Его можно использовать при объяснении и закреплении нового материала, при сопутствующем и обобщающем повторении, при актуализации опорных знаний во время различного вида опросов, в качестве домашнего задания, а также при тренировочных тестах, направленных на проверку усвоения изучаемого материала, так и на подготовку к государственному тестированию.

Последовательное использование краеведческого материала, умелая переработка его включение в учебный процесс, как показывает мой многолетний опыт работы, способствует развитию у учащихся страноведческой компетенции, расширению словарного запаса, развитию навыков разговорной речи, облегчают освоение многих интересных, но сложных вопросов русского языка, в условиях новой социокультурной среды. Обращение к краеведческому материалу позволяет более успешно реализовать современный подход к формированию у изучающих русский язык как иностранный культурной компетенции — неотъемлемой составляющей коммуникативный компетенции.

Кусниева Р.Б.
Школа-лицей №76
г. Астана

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.