Home » Учебно-методические материалы » ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-%d0%be%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b1%d0%b0%d0%b5%d0%b2%d0%b0-%d0%b2%d0%ba%d0%be-%d0%b8%d0%bf%d0%baВ настоящее время сельская школа должна обеспечивать качественное образование учащихся. Необходимо помнить, что в третье тысячелетие вступило новое поколение молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами, которые к качеству образования предъявляют новые требования. Прошло не так много времени с тех пор, как компьютерные технологии изменили повседневную жизнь общества. Компьютеры вышли за пределы вычислительных центров и лабораторий и превратились в неотъемлемую составляющую многочисленных сфер деятельности человека [1]. Сейчас невозможно найти отрасль, где бы не использовались компьютерные технологии, увеличивая качество протекающих процессов.

В образование информационные технологии пришли неоценимым помощником учителя. Основным приоритетом образования является воспитание конкурентоспособной, востребованной личности, способной к творчеству и самоопределению. Одной из важнейших задач образования является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией [1]. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Модернизация системы образования на основе широкого использования информационных технологий открывает сегодня новые перспективы и поразительные возможности для обучения.

«Новые информационные технологии – это реалии нашего времени» Н. А. Назарбаев [2].

ИКТ пришли как в большие городские школы, лицеи, гимназии, так и в малокомплектные сельские школы, каких еще очень много на просторах нашей Родины[3]. В условиях малокомплектной школы все преимущества внедрения ИКТ раскрываются ярче и многогранней. Если и раньше небольшое количество учеников в классе позволяло учителю уделять больше внимания индивидуальной работе, то с приходом информационно-коммуникационных технологий учитель малокомплектной школы получил возможность повысить качество проводимого урока. Ведь при использовании компьютера в процессе обучения ученик может проявить гораздо больше самостоятельности, управляя процессом получения знаний. А учителю дается возможность контролировать и направлять действия ученика. При возможности уделить достаточное время каждому ученику, использование ИКТ дает неоспоримые преимущества учителю малокомплектной школы.

Применение ИКТ в школе набирает обороты. Создаются мультимедийные пособия, контрольные программы, энциклопедии и галереи. Это позволяет учителю гибко воздействовать на воображение и память учащихся. По яркости восприятия иллюстрации учебника сильно уступают изображениям на экране, интерактивной доске или мониторе компьютера. Добавим к этому анимацию и эффекты, которые используются в создании презентаций. И бесспорное преимущество видеофильмов [4]. Таким образом, учитель получает широкий набор универсальных инструментов для создания качественного урока.

При невысокой наполняемости классов использование ИКТ позволяет учителю малокомплектной школы точнее подобрать наиболее подходящий вид деятельности каждому ученику в соответствии с его индивидуальными особенностями. Например, при склонности ученика к аналитическому мышлению, лучшим вариантом для него станут тестовые задания и разработка собственных схем, диаграмм и выкладок. При развитом образном мышлении ученику можно предложить создание презентаций, анимированных иллюстраций, коллажей. И в том, и в другом случае, применяя комбинированный подход, можно помочь развить естественные способности ребенка, раскрыть его неиспользуемый потенциал. Уделяя больше времени индивидуальной работе с учащимися с использованием ИКТ, учитель малокомплектной школы повышает качество образовательного процесса [5].

Чтобы современный урок был полноценным и эффективным, учитель должен хорошо владеть прогрессивными средствами обучения. Без этого его уроки не станут уроками двадцать первого века. Внедрение в образование информационно — коммуникационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

— обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);

— создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint, и продемонстрировать презентацию на уроке;

— использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

— организовать работу с электронным учебником на уроке;

— применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

— осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

— организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

— разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование [6].

Внедрение в образование информационно — коммуникационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.

Формы использования ИКТ.

1.Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны изучаемых объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

2. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

3. Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет огромный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

— целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

— видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

4. Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).

5. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

6. Контроль знаний. Важным этапом в работе учителя является организация контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль, например, для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕНТ и т.д. [7].

Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала учащимися. Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно [6]. Компьютер позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся, даёт возможность создавать ситуации

лично значимые для каждого ученика, позволяет использовать Интернет как средство погружения в виртуальное пространство [7].

Основная задача обучения математике, информатике — обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточными для изучения смежных дисциплин.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики и информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде.

Математика важна для повседневной практической деятельности человека. В современных условиях математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Математика развивает нравственные черты личности: настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения. Важнейшей задачей математики является развитие логического мышления [8].

Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих на уроке с использованием компьютера, и учителя.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учащимися. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время. При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видеодействия и видеовзаимодействия.

Использовать интерактивную доску можно уже в младших классах: ведь для работы с ней учащемуся вовсе не обязательно уметь пользоваться компьютером, клавиатурой или мышью.

Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные учителем задания. Учителю легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке, а значит, достичь главной цели обучения 21 века: развитие личности ребенка [9].

Контрольно-оценочный аспект использования ИКТ раскрывает возможности информационных ресурсов в качестве контроля на различных этапах обучения. В процессе обучения встает вопрос об обеспечении между учителем и учеником своевременной обратной связи.

Одним из способов такого процесса и является программированное обучение. Программированный опрос позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке, добиваться самостоятельности в выполнении программированного задания. При этом устанавливается оперативная обратная

связь, которая помогает выявлять затруднения учащихся в процессе усвоения материала непосредственно при их возникновении [10].

Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникативных технологий. Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.

Литература

1. Готская И.Б., Жучков В.М., Ильина С.П., Рыжова Н.И.. Под. ред. Бордовского Г.А. Применение образовательных средств ИКТ в организации профильного обучения в малокомплектных сельских школах: -Спб ООО «Академпринт» — 2004. – 23с.

2. Конституция Республики Казахстан. Изменения внесенные в 2005г.- Статья 30.

3 .Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года. — Статья 13-15.

4.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. – 21с.

5. В помощь малокомплектной школе. МОН РК. Астана. 2010. – 16с.

6. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К., М. 1999г. – 34с.

7. Современные образовательные технологии: тенденции и перспективы.

Г. А. Кажигалиева, Окыту-тәрбиелеу технологиясы. № 4. 2008 г. — 34—39с.

8. К вопросу о формировании профессиональной компетентности педагогов

сельских малокомплектных школ.А. Ю. Михайличенко, С. М. Никульшин.

Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 11. — 39—42с.

9.Концепция развития малокомплектной школы Республики Казахстан.

(проект) МОН РК. Астана. 2010. – 35-38с.

10. Концепция компьютеризации сельских школ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/ www.еd.gov.ru/koi8/goscom/ischool/concept

Оразбаева Айгуль Казезовна,

зав. кафедры филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.