Home » Учебно-методические материалы » Организация учебного процесса в детской музыкальной школе

Организация учебного процесса в детской музыкальной школе

Работа учеников в классе, как и педагогический труд их учителя, должна быть определенным образом организована. Существуют различные формы организации учебной деятельности. Основная из них — урок-учебное занятие учителя с учениками и в пределах точно установленного времени. На уроке учащиеся овладевают системой знаний, осваивают и учатся применять различные умения и навыки, развивают свои познавательные и творческие способности.

Урок музыкальной литературы является коллективной формой обучения. Он характеризуется совместной познавательной деятельностью подростков. Учебные планы музыкальных школ устанавливают состав учащихся в классе по музыкальной литературе и сольфеджио от 8 до 12 человек. Комплектование учебных групп – вопрос организационно – методический, он решается администрацией школы совместно с преподавателями до начала учебных занятий. Для педагогического процесса складываются хорошие условия, если по музыкальной литературе и сольфеджо удается укомплектовать однородную по составу группу, остающуюся стабильной, как минимум, в течение учебного года.

Все уроки проводится в соответствии со школьным расписанием. Одна из особенностей учебного распорядка в музыкальных школах в отличие от общеобразовательных отсутствие звонков, извещающих о начале и окончании урок. Это вызвано рядом причин. Во – первых, такие звонки, а в течение дня их оказалось бы немало, нарушали бы тишину, необходимую для занятий музыкой. К тому же по одним предметам занятия ограничены половиной академического часа (ансамбль, аккомпанемент, дополнительный инструмент), по другим-продолжаются до двух (оркестровый класс). Во вторых, учебный план устанавливает разную продолжительность уроков по музыкальной литературе (один академический час) и сольфеджио (полтора академических часа в 1-6 –м классах и  два академических  часа в 7-8-м классах). В силу этого звонки нарушали бы «аритмичный» регламент расписания, при котором сложно устроить общие перемены должны быть предусмотрены в работе каждого предподавателя и всех учебных группах между уроками сольфеджио и музыкальной литературы. Отдых нужен и детям и предподавателям. Перерыв между занятиями часто используется для приготовления оборудования и пособий, для бесед с учащимися, их родителями и товарищами по работе. Наконец, нельзя забывать о необходимости проветривать классные комнаты. Духота, спертый воздух быстрор вызывают утомление. А во второй половине дня, когда в музыкальных школах происходит большинство уроков, работоспособность подростков и без того недостаточно продуктивна.

Высокая организованность учителя, и под его наблюдением всех учеников, непременное условие успешной совместной работы в классе. Последедняя зависит и от своевременного начала урока и от заблаговременнного приготовления оборудования, и от учебных пособий, необходимых для занятий. Не следует оставаться безучастным к тому, где и как сидят ученики в классе. Каждый из них должен  иметь свое постоянное место. Ближе к учителю пусть сидят менее внимательные и усидчивые, с проблемами в подготовке, с ослабленной реакцией при восприятии, недостаточно аккуратные в работе, то есть те кому нужно постоянное внимание наставника. Ни один ученик в классе не должен находиться вне поля зрения учителя. Работая сам, учитель в то же время руководит учением школьников, и следует соблюдать воспитанный в детях привычный для них распорядок – правила школьного поведения: вставать при входе в класс учителя или кого — либо из взрослых, поднимать руку, сидеть прямо, отвечать стоя в положенных случаях – все эти навыки поведения должы быть для детей привычными и осознанно необходимыми. Школьная дисцплина требует всегда иметь при себе тетрадь, учебные пособия, карандаш и ручку, дневник и т.п.

При всем своеобразии учебного процесса, ДМШ остается школой, воспитательным учреждением, призванным готовить юных граждан к будущей общественно-полезной деятельности. Обучение музыке не самоцель, а средство для гармоничного развития личности. И воспитательные усилия преподавателей музыки должны быть всегда направлены на решение общих задач, стоящих перед школой.

Г. С.Балдаирова,

преподаватель теории музыки

ДМШ им. М.Оскенбаева,

г. Жана Озен.

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.