«Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».
Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека — это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по — иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.
Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни, сформировать отношение к своему здоровью как личностной ценности – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.
Ведущая педагогическая цель моей работы:
Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.
Основная задача:
Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие.
Личная концепция учителя:
— поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
— включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;
— создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Основные методы:
∙ Диагностика
∙ Фронтальный
∙ Поточно-групповой
∙ Тестирование
∙ Интерактивные
Формы организации и виды уроков:
∙ Урок-игра
∙ Урок-соревнование
∙ Урок-турнир
∙ Интегрированный урок
Условия:
∙ Личностно-ориентированный подход в обучении
∙ Компетентностный подход
Результат:
∙ Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся
∙ Активизация внеурочной деятельности школьников
∙ Улучшение здоровья учащихся
- Эффективные подходы в формировании физических данных учащихся
За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.
Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.
Начиная тренировать учащихся, любой тренер или преподаватель сталкивается и видит одаренность среди детей, склонность к определенному виду спорта, интерес. Развивая такой вид спорта, как борьба, понимаешь то, что в любом единоборстве нужна сила воли, смелость, стремление к достижению целей. Наблюдая за ребятами, только пришедшими попробовать новый для себя вид занятий, старался определить, кто же из этих ребят обладает достаточным количеством качеств, необходимых для занятий борьбой. И ребята себя показали. Индивидуальный подход к ребенку и положительный результат работы с ним хотелось бы рассмотреть на примере одного из моих воспитанников – Долина Анатолия. Анатолий из благополучной полной семьи, папа, мама, которые всегда оказывают поддержку сыну, маленькая сестренка. Начиная с 5 класса, у Анатолия стал проявляться интерес к занятиям борьбой. Вначале пришел с отцом, осмотреться, понять, что это такое, ведь в данной школе казак курес до этого не было.
Прежде чем начинать тренировки, необходимо было провести диагностическую работу по определению имеющегося потенциала у ребенка. Первое впечатление – крепкий, достаточно уверенный в себе, чувствуется внутренний стержень. По ходу наблюдения выяснил – вынослив, обладает терпением, ответственный, имеет достаточно высокий болевой порог, умеет терпеть неудобства, дисциплинированный. При этом на начальной стадии чувствовалась скованность, ощущение дискомфорта, что проявлялось временами в сдержанности, не было полной отдачи, не чувствовался спортивный азарт, который так необходим спортсмену. Тем не менее, к спорту Анатолий относился серьезно, подходил к тренировкам ответственно, систематически занимался. Я, в свою очередь, оказывал поддержку, ненавязчиво, подводя ребенка к самостоятельным решениям. Все эти условия позволили добиться того, что Анатолий стал увереннее в себе, его лидерские качества проявились и укрепились, появился авторитет среди ребят старших по возрасту. Всему этому способствовало и то, что обретая уверенность в своих силах, Анатолий стал занимать первые места на школьных и районных уровнях.
Не смотря на имеющийся природный потенциал, огромное значение имеет то, как пользуются своими талантами дети. Ведь как говорят: Успех – это 1 % и 99 % труда. Чтобы добиться желаемого результата в борьбе, необходимо воспитание силы воли и многократные тренировки, где отрабатываешь серии приемов, доводя их до автоматизма. В этом отношении проблем с Анатолием не было, парень терпеливо выполнял все что от него требовалось: многократно повторяя элементы приемов, отрабатывая захваты, повышая общую спортивную культуру, набирал мышечную массу, при этом держал вес под контролем, правильно питался, не имел никаких вредных привычек. Но у Анатолия существовала своя проблема: низкий уровень сопротивляемости стрессу, проявлялась неуверенность в собственных силах, что проявлялось в категорическом нежелании выезжать за пределы школы на соревнования. Анатолий преодолел свой внутренний барьер не сразу, для этого потребовалось приложить массу усилий. Для начала он посетил соревнования как зритель, понаблюдал за тем как проходят соревнования, как ведут себя такие же мальчишки, как и он сам. Все время рядом с ним находился я. И окончательный перелом наступил после первой победы. Это была наша общая Победа, наша радость, наше достижение!
У каждого у нас в жизни бывает момент, когда все вокруг меняется. Такой же переломный момент произошел и у Толика. Через пару лет после начала тренировок Анатолий нарастил максимально высокую мышечную массу, что объясняется и физиологическими особенностями организма, это возраст, мы родители, называем «переходным периодом». Став «тяжелее», Анатолий перешел в другую весовую категорию, соответственно в соперниках у него оказались соперники, уже давно занимающиеся данным видом спорта. По сравнению с ними, Анатолий стал чувствовать себя слабым и беспомощным. Мне, как тренеру, было понятно, что необходимо приложить немного усилий, тренироваться с большими силами, чем раньше и спустя определенное количество времени, он будет с ними на равных. Но сыграл свою роль «подростковый максимализм», вылезли наружу прежние страхи и неуверенность и Анатолий стал «ломаться» — перестал относиться к занятиям как раньше, стал отказываться от участия в соревнованиях, потерял интерес к спорту. Зная его возможности и потенциал, меня это очень огорчало. Необходимо было предпринимать решительные шаги. Постепенно, беседуя с Анатолием, приводя различные примеры из своей жизни и жизни других людей, мне удалось вернуть его на тренировки. А потом решено было провести на базе нашей школы открытое первенство района по 7 весовым категориям, на котором собрались сильные спортсмены из Ельтая, Красного Кордона, ДЮСШ (Детско — юношеской спортивной школы). На соревнованиях Анатолий ощущал и поддержку родного коллектива, и ответственность перед теми, кто в него верил. На пользу пошла и «поддержка родных стен». Все это помогло Анатолию с блеском занять достойное 1 место в своей весовой категории. Эта победа, гордость за свои победы прибавили сил мальчишке, он снова поверил в свои силы, воспрянул духом, к нему вернулось желание заниматься своим любимым делом. После этого сложного для себя периода, из которого Анатолий вышел победителем, он еще больше раскрылся, поверил в свои силы и стал добиваться все новых и новых побед. На данный момент Анатолий является действующим чемпионом района, участвует в областных соревнованиях, является претендентом на участие в республиканских соревнованиях қазақ күресі.
Сводная таблица результативной деятельности учащегося
Долина Анатолия
Год | Мероприятие | Результат |
2014 | Республиканский турнир «Қазақстан Барысы» | 2 место — Долин Анатолий |
2014 | Открытое первенство Буландынской ДЮСШ по «Қазақ күресі», посвященное празднику «Наурыз Мейрамы» | 2 место — Долин Анатолий |
2014 | Открытое первенство Буландынской ДЮСШ по «Қазақ күресі», посвященное Дню Независимости РК среди 2000-2001 г. р. | 1 место — Долин Анатолий |
2015 | Районные соревнования по «Қазақ күресі», посвященные 70-летию Победы в ВОВ, 20-летию Конституции РК, 550-летию Казахского ханства | 1 место — Долин Анатолий |
2015 | Районные соревнования по «Қазақ күресі», посвященные Дню Независимости РК | 1 место — Долин Анатолий |
2015 | Межрегиональный турнир по легкой атлетике, посвященный чемпионке Азии, участнице Олимпийских Игр в Пекине, ученице Буландынской ДЮСШ Ольге Терешковой | 2 место (в беге на 50 м) -Долин Анатолий |
2015 | Открытое первенство школы по «Қазақ күресі» | 1 место — Долин Анатолий |
2016 | Турнир «Барыс Акмолинской области» 2 тур | 3 место — Долин Анатолий |
2016 | Спартакиада «Жастар» по «Қазақ күресі», посвященная 28-ой Всемирной зимней Универсиаде среди учащихся школ Акмолинской области | 3 место — Долин Анатолий |
2016 | Областной чемпионат по «Қазақ күресі» среди юношей 2001-2002 г.р., посвященный выводу войск из Афганистана | 2 место — Долин Анатолий |
2016 | Турнир «Барыс Акмолинской области» | 1 место — Долин Анатолий |
2016 | «Мектеп Барысы-2016» | 1 место — Долин Анатолий |
2017 | Чемпионат Акмолинской области по «Қазақ күресі» | 3 место — Долин Анатолий |
Окрыленные победами Анатолия, осознав всю прелесть данного вида единоборств, очень много мальчишек, да и девчонок проявили желание прийти и заниматься в секции казак курес. Работу с ними необходимо было построить таким образом, чтобы не отпугнуть имеющимися трудностями, воспитывая при этом выносливость, терпение, целеустремленность и волю к победе.
За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.
Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.
Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы.
Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам.
Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны; на каждом уроке провожу информационные беседы. Большое внимание уделяю внеклассной работе, организовываю дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования, предметные декады, спартакиады на уровне района и области, в которых постоянно участвую сам.
Провожу секции борьбы, бокса. Также в нашей школе функционируют секции волейбола, легкой атлетики, лыжи, баскетбола, тогыз кумалак, шахматы.
Творчески подхожу как к проблемам обучения, так и их реализации. Забочусь об укреплении материально — технической базы.
Разработал комплекс упражнений для утренней гимнастики, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника, мышц свода стопы, общеукрепляющие и дыхательные упражнения. Ежедневное проведение утренней зарядки позволило значительно повысить суточную двигательную активность учащихся.
В нашей школе стараюсь проводить мероприятия крупного спортивного масштаба. Одним из них стал областной семинар — практикум учителей физической культуры «Совершенствование форм и методов проведения уроков физической культуры». Семинар прошел на очень высоком организационном уровне, работа, проведенная в ходе семинара была насыщенной и плодотворной. Систематические занятия физической культурой и спортом в школе способствуют тому, что школа в периоды обострения эпидемии ОРЗ не закрывалась на карантин.
Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:
1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура». 2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами.
3.Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством тестирования и анкетирования школьников и их родителей.
4.Эффективность спортивно-творческой деятельности учащихся, оцениваемой через изучение условий и образа жизни обучающихся, отношения всех участников образовательного пространства к спортивно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.
- Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, выпускников прошлых лет, педагогов, социальных партнеров состоянием спортивно – физкультурной работы школы.
- Анализ занятости обучающихся, педагогов и родителей в спортивных секциях в школе и за ее пределами, а также в органах ученического самоуправления.
- Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников, развития физической культуры и спорта.
Использую в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, ресурсы ИНТЕРНЕТ. Учащиеся с интересом создают презентации, освещающие спортивную жизнь школы.
Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически
развитой личности через свой предмет.
Я считаю, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:
- Работа должна проводиться систематически.
- Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.
- Задания должны быть посильными.
- Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.
Ермуханов Аман Акылбаевич,
учитель физвоспитания,
КГУ «Капитоновская средняя школа»
Акмолинская область, Буландынский район,
с.Капитоновка