Сапанова Гульнар Амангельдыновна
начальник отдела мониторинга и анализа
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Костанайской области»
Система повышения квалификации педагогических кадров является сегодня основным источником получения педагогами и управленцами непрерывного образования, основой формирования профессиональных компетенций, именно поэтому эта система несет ответственность за подготовленность работников образования к модернизационным процессам.
Происходящие в системе повышения квалификации педагогов инновационные изменения отражаются на содержании курсовой подготовки, используемых форм и методов, технологий обучения.
Вместе с тем, немаловажную роль в реализации инновационных образовательных технологий в системе повышения квалификации должна занимать система управления и контроля качеством образовательных услуг.
Данную роль может взять на себя система мониторинга, как инновационная технология, позволяющая выполнять констатирующую, корректирующую и прогностическую функции в управлении качеством.
Мониторинг — основополагающий механизм управления качеством образования. Отличительная черта — достоверная информация о соответствии фактического результата его ожиданиям. Обратная связь мониторинга — сущностный аспект управления. На ее основе меняется отношение к результату, пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей. Эффективность мониторинга обеспечивается требованиями, которым должна удовлетворять информация: это ее полнота, адекватность, достоверность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга.
Соответственно одной из основных задач, стоящих перед руководителями управления и отделов образования, перед руководителями школ стоит – проводить действенный мониторинг качества внедрения новых подходов учителями в образовательный процесс учебных заведений, что обязательно должно отразиться на качестве обучения учащихся, на уровне освоения ими знаний.
Качество курсовой подготовки включает соответствие характеристик курсов повышения квалификации требованиям участников образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Поэтому целью мониторинга в Костанайском филиале АО «НЦПК «Өрлеу» является оценка качества образовательных услуг, направленных на развитие профессиональных компетентностей педагогических работников организаций образования Костанайской области.
Структурными элементами качества курсовой подготовки выделяем:
а) качество организации образовательной среды (совокупность информационного, технического, кадрового, учебно-методического обеспечения);
б) процессуальный компонент (содержательный аспект курсов повышения квалификации; формы, методы, технологии курсовой подготовки; уровень работы преподавателей);
в) результирующий компонент (достижение поставленных целей, овладение новыми способами мышления и деятельности, повышение профессиональной компетентности).
Очевидно, что все названные объекты измерения качества в системе повышения квалификации могут быть исследованы лишь при использовании технологии мониторинга, как средства отслеживания и управления всеми параметрами качества повышения квалификации.
Каждый из названных компонентов отражён в направлениях мониторинговой деятельности филиала. Так как основной целью мониторинга является не только фиксирование результатов наблюдения, но и получение информации для принятия определённых управленческих решений с целью коррекции результатов и предупреждающих действий. Поэтому мы при выборе параметров и критериев оценки руководствовались тем, что они должны отражать именно те компоненты курсовой подготовки, которыми реально можно управлять в рамках института. Реализация данного подхода позволяет совершенствовать деятельность по повышению качества курсовой подготовки.
Технология организации мониторингового исследования качества курсов повышения квалификации в филиале предполагает уже на начальном этапе курсовой подготовки, знакомство слушателей с электронной системой диагностического инструментария, который включает в себя анкеты («входные» и «выходные»), анкеты работы лекторов, тестовые задания для определения уровня имеющихся и приобретенных знаний и навыков слушателями на курсах повышения квалификации.
В рамках учебной деятельности кафедр филиала по организации курсов повышения квалификации кураторы курсов разрабатывают уровневую систему защиты проектов слушателями по различной тематике, завершающей формой которой является проведение круглого стола или конференции с участием руководства филиала, приглашенных специалистов и других преподавателей кафедры, где озвучиваются результаты оценивания. Кроме того по окончании курса каждому слушателю вместе с сертификатом выдается приложение к сертификату с результатами итогового контрольного оценивания знаний слушателей.
Реализация данной системы предполагает вовлеченность в мониторинг всех участников образовательного процесса повышения квалификации:
— педагогов-слушателей курсов,
— кураторов курсов,
— преподавателей курсов,
— администрации института;
— учебно-вспомогательный персонал (специалистов отделов), что создает возможности для эффективного управления качеством курсовой подготовки педагогов.
Наряду с общепринятыми функциями, такими как: диагностическая, корректирующая, мониторинг выполняет еще и прогностическую (накопление информации, позволяющей выстраивать прогнозы на организацию последующей работы, а так же последствий и эффектов от реализации программ повышения квалификации).
По результатам мониторинговых исследований создаются информационные базы данных (рис.1).
Рис.1. Информационные базы данных
Обработка и анализ, которых отражают динамику и тенденции развития повышения квалификации педагогических кадров в области (таблица 1).
Таблица 1. Результаты мониторинга краткосрочных курсов повышения квалификации за 9 месяцев 2016 года
периоды | Количество групп | Количество слушателей | Итоговый Рейтинг качества курсов | Итоговый Рейтинг ППС | Рейтинг кафедр (общий) | Рейтинг приглашенных лекторов | Рейтинг ресурсн. Обеспечения |
1 полугодие | 14 | 344 | 9,97 | 9,97 | 9,97 | 9,96 | 9,98 |
3 кв | 4 | 80 | 9,96 | 9,96 | 9,95 | 9,95 | 9,96 |
Итоговая оценка качества курсов включает в себя итоговую оценку по ресурсному обеспечению, за работу преподавателей кафедр филиала, удовлетворенность курсами и результаты итогового контроля знаний слушателей. В результате средний балл за 9 месяцев 2016 г. по оценке деятельности преподавателей кафедр филиала составил 9,97 баллов.
В целом по итогам 9 месяцев 2016 года удовлетворенность слушателей качеством проведения курсов ПК является высокой, тем самым отражает итоговый средний балл качества курсов – 9,96 из 10-ти максимальных (для сравнения, по итогам 2015 года средний балл качества курсов ПК составил 9,92).
Таким образом, реализация данной системы мониторинга, информация, получаемая в ходе мониторинга, помогает анализировать, выявлять достигнутые результаты и проблемные аспекты курсовой подготовки, определять сильные и слабые стороны образовательного процесса, что является основой для принятия эффективных управленческих решений, планирования, организации и коррекции процесса курсов повышения квалификации педагогов области, что непосредственно влияет на качество образования в целом.