Home » Жаңалықтар » Развитие устной и письменной речи как необходимое условие работы над речевой деятельностью обучающихся

Развитие устной и письменной речи как необходимое условие работы над речевой деятельностью обучающихся

18-jpgТуякова Б. С.,
главный специалист     отдела   МОИР
филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Костанайской области»

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает
Н. Буало

         Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Он  совершенствует свою речь, овладевает богатством языка, стремится к совершенному владению его письменной и устной формами. Ведь именно из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. С детства ребёнок овладевает родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. И для этого важно создавать условия для речевой деятельности детей.  Ведь каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие, так как наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст, школьные и студенческие годы.  Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе.  А. Н. Толстой писал: «можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Жизнь  в современную эпоху предъявляет определенные требования к будущему работнику, выпускнику  школы, колледжа, высшего учебного заведения,  который должен будет трудиться самостоятельно,  критически мыслить, уметь увидеть возникающие трудности и искать пути их преодоления; владеть богатым словарным запасом и  литературными нормами родного и других  языков, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня,  быть коммуникабельным.

Если обратиться к процессу обучения речи в школьном возрасте, то  основная задача заключается в том, чтобы ученик овладел устной и письменной речью. Устное высказывание предназначено для слухового восприятия, а письменное — для восприятия зрительного,  не имеют конкретного адресата. В письменной речи сами должны создавать ситуацию, мотивы речи, то есть действовать более произвольно, выражать мысли в словах, чем в устной речи. Устная речь способствует овладению умениями письменной речи, а письменная, в свою очередь, помогает развитию более четкой, правильной, логически последовательной устной речи

Следовательно, речевые навыки нужно отрабатывать с учащимися специально, планомерно и систематически, опираясь на изученный грамматический материал. Исходя из этого необходимо развивать у учащихся умение внимательно относиться к прочитанному; развивать  умение логически мыслить, рассуждать, строить текст; учить учеников чувствовать слово автора; развивать творческие способности детей; повышать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Однако современное время наблюдается отстранения от культурных ценностей значительной части молодежи, что наблюдается в повседневной жизни. Резко понизились требования к культуре устной и письменной речи. Формированию речевой культуры подрастающего поколения существует ряд факторов, препятствующие формированию высокого уровня языковой и речевой компетенции.  Немотивированность детей, недостаточный тренинг умений и навыков, что влияет на развитие общей и речевой культуры школьников,  они перестают думать, наблюдать, оценивать.

В этих условиях современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. И цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, то есть ориентировать школьника не на усвоение знаний вообще, а на ценности, надолго определяющие качество его жизнедеятельности и продуктивной работы в быстро меняющемся социуме. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Главная задача обучения языку  вовлечь ребенка в непрерывную цепь речевого общения. Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения, поэтому овладение языковыми навыками, воспитание речевой культуры личности немыслимо без учета цели, сферы и ситуации общения.

Понятие развития речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением ее внутреннего мира. Интенсивное развитие речи человека происходит в процессе изучения литературы. В этой ситуации надо непросто учить, а необходимо ставить ребенка в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образы.  В процессе обучения   ученики  должны понимать прочитанный материал, могли выражать свои мысли четко, грамотно, доказательно, должны научиться пользоваться  изобразительно-выразительными средствами языка и научиться строить текст разных стилей, должен обладать навыками понимания текстов и демонстрировать своё знание, понимание в собственных текстах, письменных и устных. Таким образом, текст является одним из средств создания на уроках  языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, мыслительных операций анализа и синтеза, на воспитание у них чувства слова. Именно в процессе анализа текста формируется языковая, коммуникативная, этнокультурная и другие компетенции, развивается дар слова, внимание к слову, рождается языковая индивидуальность ученика.

Также творческое задание по развитию языковой способности, помогут ученикам овладеть эмоциональной стороной  речи, увидеть нравственную силу слова, почувствовать себя творческой личностью. Следовательно,  эти умения и навыки  дают возможность применить свои знания в определён­ных жизненных ситуациях, дают учащимся возможность думать свободно, говорить и писать свободно, непринуждённо, эмоционально, анали­зировать образцовые тексты, создавать собственные, что позволяет  ребятам познать себя как личность.       Таким образом, языковая личность — это высокоорганизованная поликультурная личность, обладающая словарным запасом, навыками построения и использования типовых грамматических конструкций.

Владение речью на высоком уровне возможно в том случае, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятым окружающими, и как правильно понять смысл обращенной к тебе речи (устной и письменной). В этой ситуации ответственность за состояние языка ложится в первую очередь на нас – учителей, педагогов, родителей.  Следовательно, молодежь нуждается в проводнике грамотном и образованном, помогающем успешно войти в социум культурным и образованным гражданином.  Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция — организация и стимулирование учебного процесса.

Современная концепция обновления содержания обучения  языку и литературе предусматривает формирование не только языковой, но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, молодёжи, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.  Поэтому всё чаще главными составляющими содержаний образования называют умения коммуникации, нормы общения и навыки труда в коллективе, универсальные способы мышления и деятельности.

      Также немаловажен и  другой аспект культуры речи –  этический, связанный с речевым этикетом. Обучение учащихся  вежливому, корректному общению должно стать одной из главных задач,  как педагога, так и любого взрослого человека. Так как во взрослой жизни культура должна стать образом мыслей, особенность внутренней и внешней жизни человека, поэтому школа должна ставить ребенка в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образы. Ведь культура речи – визитная карточка выпускника.

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.