Home » Жаңалықтар » Мастер производственного обучения – основной учитель профессии

Мастер производственного обучения – основной учитель профессии

12Диденко Елена Михайловна,
начальник академического отдела
филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Костанайской области

За более чем вековую историю профессиональное образование  страны прошло достаточно сложный путь. 21 век внес в  профессиональное  образование  свои изменения: реформирование, оптимизация,  новые государственные образовательные стандарты. Однако, при всех сложностях и трудностях  техническое и профессиональное  образование выполняет  свою миссию – подготовку квалифицированных специалистов для всех отраслей экономики страны.

В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2020г.г. особо отмечено  значение  повышения престижа профессии педагога и улучшение качественного состава педагогических кадров,  усиление их потенциала в  техническом и профессиональном образовании.

Мастер производственного обучения в системе профессионального образования во все времена  является  главным проводником, учителем  выбранной профессии. Роль мастера производственного обучения в  организации и подготовке  профессиональных специалистов  на всех этапах развития  профессионального образования  остается неизменно одной из ведущих.

Выдающийся педагог  Макаренко А.С. утверждал, что педагогическое мастерство присуще не только талантливым учителям. Это специальность, которой нужно учить, как и любой другой. «Мастерство – это чего можно добиться, — писал . Макаренко А.С, — и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так может и должен быть прекрасным мастером педагог… Я уверен, что все мы люди одинаковые. Я проработал 32 года, и всякий учитель, который проработал более или менее длительно, — мастер, если он не лентяй. И каждый из вас, молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он владеет мастерством, зависит от собственного напора». Ученики могут простить своим учителям строгость,  сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела, отмечал А.С. Макаренко. Выше всего они ценят в педагоге мастерство, квалификацию, золотые руки, глубокое знание предмета, ясную мысль.

          В инженерно-педагогическом коллективе любой организации технического и  профессионального образования  мастер производственного обучения  это особая фигура. Профессиональные задачи и служебные обязанности мастера  сложны  и многогранны. Мастер – это  и  учитель профессии, и организатор воспитательной  работы, как  во время занятий,   так и во внеурочное время.

От качества и уровня  подготовки мастера производственного обучения в определенной степени  зависит и качество подготовки будущих специалистов современного производства.

Мастер не только   формирует у учащихся профессиональные знания и умения, но и  обучает их рациональным приёмам, способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов, прививает навыки строгого соблюдения дисциплины и  безопасности труда.

Немаловажным  в работе мастера производственного обучения является создание условий для   раскрытия  потенциала студентов, умения  принимать нестандартные решения, успешного продвижения в профессиональной и иной сфере деятельности,  т.е. условий   для самореализации учащихся.

В  условиях внедрения  дуального обучения в учебных заведениях технического и профессионального образования  обучение в колледже и  на предприятии не являются альтернативными, а призваны быть взаимодополняющими.

Дуальная система обучения, по своему содержанию, предполагает  параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве. В основу этой системы положен принцип взаимной связи теории с практикой, дающий  возможность студентам  не только знакомиться с производством, но и усваивать приемы и навыки работы на рабочих местах предприятий. Актуальность и высокая жизнеспособность дуального обучения  объясняется тем, что она отвечает интересам всех участников этого процесса: государства, учебного заведения, предприятий или организаций и студентов. Для предприятий — это возможность подготовки рабочих кадров, непосредственно, под свое производство: при организации  обучения учитываются  производственные технологии и оборудование, максимальное соответствие корпоративным интересам, экономия времени и средств на поиск и подбор рабочих, их переобучения и адаптации к условиям конкретного предприятия. К тому же, у предприятия появляется возможность перспективного планирования замены рабочих ресурсов и отбора лучших учеников, так как за время обучения можно выявить их сильные и слабые стороны.

Для студентов колледжей  дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Во время обучения они получают зарплату за свой труд на предприятии, а после его окончания — работу, к которой  подготовлены. Кроме того, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, при  дуальном обучении   они проходят и  социализацию: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым адаптируясь  в ситуациях «реальной жизни».

Необходимость же  профессиональной адаптации отпадает, поскольку  подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы  на этом же  производстве.

Работа мастера производственного обучения при дуальной  форме обучения  претерпела незначительные  изменения.  После получения начальных  навыков в учебных мастерских  колледжей студенты  направляются на производственную практику, организованную в стенах производств социальных партнеров. Предварительно мастер производственного обучения (руководитель производственной практики) подыскивает места проведения практики и выдает задание.  Во время прохождения практики мастер производственного обучения контролирует соблюдение пропускного режима, отслеживая дисциплину  каждого студента. Проводит  серию бесед  со студентами о правилах, которые они должны  соблюдать наряду со  всеми работающими на предприятии, а  также режиме работ ы:  времени начала и окончания работы цехов, о правилах выдачи и хранения пропусков, правах и обязанностях. Все это  способствует быстрой адаптации студентов к пропускному режиму.  Студенты  соблюдают табельный режим цеха и убеждаются в том, что это способствует ритмичности работы цеха. Мастер производственного обучения с первых дней практики ставит студентов на табельный учет в тех цехах, где они будут проходить практику, поддерживает постоянный контакт  с наставником  студентов-практикантов,  учитывает замечания и рекомендации.  Выявленные нарушения   быстро  устраняются при согласованной работе мастера группы и наставника цеха. Отслеживая состояние рабочих мест студентов, выявляя ошибки и недочеты в работе, мастер обращает внимание на необходимость соблюдения технических требований и  на качественные показатели работы. Контроль за прохождением производственной практики студентов, качеством выполнения  работы, своевременная помощь, оказываемая мастером производственного обучения, позволяет студентам, обучающим на предприятии  справиться с производственными заданиями, определиться в правильности выбора профессии.

Таким образом, мастер производственного обучения отслеживает результативность и качество выполнения программного материала, а также  степень адаптации практиканта на рабочем месте.

Кроме того,  в обязательном порядке все студенты ведут дневник  производственной практики, в котором  отражаются все работы, которые они выполняют. Дневник постоянно проверяется  мастером производственного обучения  и служит материалом для  анализа  выполняемых работ студентом, их разрядности, сложности и  ведения  журнала производственного обучения, что очень важно для управления всем процессом  профессионального обучения.

Литература
Макаренко А.С. Соч.,Т.,М.,1958.- Стр.224

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.