Home » Учебно-методические материалы » Критериальное оценивание учебных достижений как ресурс повышения компетентности учащихся начальных классов

Критериальное оценивание учебных достижений как ресурс повышения компетентности учащихся начальных классов

 

Оценивание учащихся является одной самой обсуждаемой  и актуальной темой. Часто трудно оценить ученика, когда он балансирует между двумя оценками. Уровень знаний одинаковый, а отношение к учебной деятельности разное. Возникают проблемы с оцениванием.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания (понятие, введенное  Робертом Юджином Глейзером, 1963).

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО).

Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса. Все виды оценивания основаны на содержании учебных программ по предметам.

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах.

Формативное оценивание должно быть неотъемлемой частью преподавания и обучения, а не рассматриваться как дополнительные упражнения или тесты.

Критерии оценки достижений учащихся

Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся.

Критерийпризнак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.  Мерило оценки.

 Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся.

Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком.

Дескриптор –  характеристика, описывающая уровень или качество выполненной учащимся работы по заданию.

Методы формативного оценивания 

  • «Сигналы рукой»,
  • «Светофор»,
  • «20 секунд»,
  • «Две звезды и одно пожелание»,
  • «Словесная оценка»
  • портфолио, журналы, рубрики, викторины, опросы, и многое другое.

СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Суммативное (или итоговое) оценивание – это оценивание, которое используется для обобщения (подведения итогов) на том или ином этапе процесса обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ориентация образования на формирование компетентностей, необходимых для человека XXI века требует значительных изменений в системе оценивания достижений учащихся. Одной из целей системы образования является развитие индивидуальных способностей ученика. Такой подход предполагает использование личностно ориентированного оценивания. В связи с этим с целью повышения качества образования, помимо традиционных методов оценивания, необходимо внедрять и развивать критериальное оценивание.

Хасенова Айнаш Мудерисовна,

 ГУ «Средняя общеоразовательная школа № 43»

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.