Оценивание учащихся является одной самой обсуждаемой и актуальной темой. Часто трудно оценить ученика, когда он балансирует между двумя оценками. Уровень знаний одинаковый, а отношение к учебной деятельности разное. Возникают проблемы с оцениванием.
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.
При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания (понятие, введенное Робертом Юджином Глейзером, 1963).
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.
Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО).
Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса. Все виды оценивания основаны на содержании учебных программ по предметам.
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах.
Формативное оценивание должно быть неотъемлемой частью преподавания и обучения, а не рассматриваться как дополнительные упражнения или тесты.
Критерии оценки достижений учащихся
Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Мерило оценки.
Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся.
Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком.
Дескриптор – характеристика, описывающая уровень или качество выполненной учащимся работы по заданию.
Методы формативного оценивания
- «Сигналы рукой»,
- «Светофор»,
- «20 секунд»,
- «Две звезды и одно пожелание»,
- «Словесная оценка»
- портфолио, журналы, рубрики, викторины, опросы, и многое другое.
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Суммативное (или итоговое) оценивание – это оценивание, которое используется для обобщения (подведения итогов) на том или ином этапе процесса обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ориентация образования на формирование компетентностей, необходимых для человека XXI века требует значительных изменений в системе оценивания достижений учащихся. Одной из целей системы образования является развитие индивидуальных способностей ученика. Такой подход предполагает использование личностно ориентированного оценивания. В связи с этим с целью повышения качества образования, помимо традиционных методов оценивания, необходимо внедрять и развивать критериальное оценивание.
Хасенова Айнаш Мудерисовна,
ГУ «Средняя общеоразовательная школа № 43»