Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. Из собственных наблюдений за детьми могу сказать,
что наибольший интерес у них возникает, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, тогда когда им предоставляла возможности приобретать знания самостоятельно.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разонообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в работе с детьми — экспериментальную деятельность. В процессе игр — экспериментов у детей развиваются, элементарные навыки. Начинаю прививать детям уже со второй младшей группы, постепенно расширяя кругозор и обогащая их представления о живой и неживой природе. Учитывая возрастные особенности, усложняю деятельность детей всё больше, предоставляя возможность исследовать интересующие их явления и понятия.
В результате отмечаю, у детей развивается:
— мелкая моторика (игра с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусами)
— воображение (Что случается с льдинкой в группе? Полетит ли пёрышко, если на него подуть?)
— внимание и память (запомню — дома расскажу маме);
— речь
— мышление (вода на морозе превращается в лёд, значит, лёд в тепле растает).
Познавая окружающий мир, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Они задумываются о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
Привлекая родителей в нашей группе , создаются всё больше благоприятные условия для развития познавательной и речевой деятельности детей средствами экспериментальной деятельности.
Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
Знакомим с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
Знакомим с основными видами движения (скорость, направление).
Сейчас уже с уверенностью могу сказать, что экспериментирование деятельность интересно как детям, так и педагогам. Дети по природе очень любознательны и я стараюсь поддерживать и развивать в них это качество.
Каримова Индира Абкуовна,
ГККП «Ясли – сад № 19»,
г.Аксу, Павлодарская область