Home » Жаңалықтар » Воспитание толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к национальной культуре.

Воспитание толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к национальной культуре.

10Дильдибекова Гульнара Айсаевна
Старший преподаватель кафедры дошкольного
воспитания и начального обучения  филиала
акционерного общества «Национальный центр
повышения квалификации «Өрлеу» Институт
повышения квалификации педагогических
работников по Костанайской области»

                                                               «Живи с другими так, чтобы
твои друзья не стали недругами,
а недруги стали друзьями».
Пифагор

                     Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире  разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не

нарушая прав и свобод других людей. Актуальность формирования толерантности у детей  дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду.

Для дошкольного учреждения  воспитание толерантности актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между  детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.

Прививая детям толерантность, можно использовать разнообразные методы и приемы,  используя в работе мудрость народной педагогики.

Приобщение детей к традиционной национальной  культуре народов, проживающих на территории независимого Казахстана, способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою принадлежность к родному народу, жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой,  мы помогаем детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к культуре и традициям других народов. Основной акцент делается на построение современной системы воспитания, развития эстетической культуры личности, патриотизма на основе народного искусства. Знакомя с народным  искусством мы  способствуем глубокому воздействию на мир ребенка, формируя нравственные, эстетические и познавательные ценности.

Воспитание толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к национальной культуре формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера позволяет сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была более плодотворной, задействуется большой спектр мероприятий, содержащих  разные виды  деятельности дошкольников:

— проведение праздников  и других массовых форм  с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа; театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых народные сказки;
— сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
— использование народных  подвижных  игр, таких как «Тюбетейка», «Гори, гори ясно», «Заря-заряница» и многие другие;

— проведение народных праздников, например таких, как  «Наурыз», «Масленица», «Сабантуй», «Рождество» в соответствии с народным календарем;
— проведение игр-занятий, созданных на материалах различных народных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия через  сказочные ситуации;

— знакомство с  бытом и историко-культурным наследием и былинным эпосом.

Задачи  воспитания толерантного отношения детей дошкольного возраста через приобщение их к национальной культуре решаются во всех режимных моментах:  в процессе бесед, изобразительной деятельности, просмотра фильмов, дидактических игр и других формах.

Для того,  чтобы обращение к народной культуре не носило случайный характер, не превращалось в некое «декоративное излишество», необходимо наладить систему работы, благодаря которой воспитательные возможности народной национальной культуры были бы максимально использованы. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы  —  это процесс «погружение в культуру».   Под «погружением» понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос предков.

При  «Погружении в культуру» решаются  основные задачи толерантного воспитания детей дошкольного возраста:

  1. Формирование у детей представление о себе, как о уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2. Развитие представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделяя сходства и различия.
  3. Ознакомление с окружающим миром, с традициями и особенностями культуры, бытом, укладом народов, проживающих на территории Республики Казахстан.
  4. Воспитание активной жизненной позиции.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявление существенных признаков и обязательным  сохранением основных общепедагогических принципов:

— принцип гуманизации,  предполагающий  ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.

— принцип демократичности,  предполагающий  ненасильственное, уважительное отношение, гармонизацию отношений в детском коллективе, воспитание толерантности, способствующий  развитию сотрудничества.

— принцип интегративности, определяющий  взаимосвязь разных видов искусств разнообразной художественно-творческой деятельностью, устного народного творчества.

— принцип адаптивности, предполагающий гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

— принцип успешности, способствующий  высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.

— принцип единства и постепенности погружения в мир искусства.

— принцип доступности и простоты изучаемого материала.

Работа по толерантному воспитанию  на основе приобщения детей  к национальной культуре  народов предусматривает наличие  содержания с опорой на принцип региональной образовательной политики;  многоаспектность  в раскрытии специфики региона, сотрудничество  на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного процесса;  компетентностного подхода, предусматривающего реализацию  требований личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности;  раскрытие человекотворческой сущности всего познавательного процесса.                Поскольку дети дошкольного возраста обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, в структуру и содержание проводимых занятий необходимо включать дифференцированные занятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра «Погружение в культуру», которая   проводится в игровой форме. Большое внимание уделяется развитию образного мышления и творческих способностей детей.

Предметная среда групповых помещений организуется с учетом того, что детская деятельность  выступает способом вхождения ребенка в миры природы, социума, культуры. Побудительные силы детской деятельности находятся в пространстве будущего, в области внутренней свободы, обеспечивающей самостоятельное познание ребенком закономерностей взаимоотношений с миром. Предметы  и другие элементы в пространстве группы сгруппированы как модели игровых ситуаций, что позволяет детям разворачивать как отдельные сюжетные линии общей игры, так и последовательные логические цепочки.
Важно отметить, что в играх происходит взаимодействие детей разной национальности в группе. Именно в данной деятельности дошкольники учатся уважать культуру другого народа, учатся видеть красоту и самобытность другой культуры, понимают неповторимость и индивидуальность людей другой национальности.

Невозможно воспитать толерантное отношение к окружающим без воспитания чувства уважения, прежде всего к себе, в своей семье и своему близкому окружению, к родному краю,  Отечеству. Только тогда маленький человечек научиться любить и уважать разных окружающих его людей.

“Воспитывайте наших детей и молодежь в духе открытости и понимания других народов, их многообразных культур и истории, в духе основополагающих принципов общности человечества. Прививайте грядущим поколениям чувства альтруизма, открытости и уважения к другим, солидарности и сопричастности, на основе духа незыблемости своей самобытности и способности к признанию множественности существования в различных культурных и социологических контекстах” – с таким обращением к главам государств и правительств мира,  чиновникам,  ответственным за образования, журналистам, и учителям почти десять лет назад выступил бывший Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Таким образом, в данный момент толерантность призвана  быть  социальной нормой.

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.