Home » Мақалалар » Личностно — ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы

Личностно — ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы

 Аринова Шынар Жаныбековна
учитель русского языка и литературы
ГКП на ПХВ «Школа-лицей №89 имени Дулата Бабатайұлы»
 акимата города Астана

Аннотация
Статья «Личностно- ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы» содержит описание основных принципов личностного обучения. В статье рассматриваются такие технологии личностно ориентированного обучения как: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве.

Ключевые слова: Система личностно-ориентированного обучения, диалог, индивидуальные возможности, актуализация знаний, суть  игры, систематичность  работы, анализ содержания литературных произведений, субъектный опыт ученика,  стабильные результаты.

 

Личностно-ориентированный подход

в преподавании русского языка и литературы

 

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно изменилась его функция, форма организации –  это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

На уроках русского языка  литературы  учитель ведёт диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Учащиеся не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них  не называются ошибочным. Несовершенные способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным. Все  версии  мы обсуждаем не в жесткой  оценочной  ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом  обобщаем все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

При актуализации знаний на уроке мы используем  игру «Ты – мне, я – тебе». Суть этой игры в том, что учащиеся  задают друг другу вопросы по содержанию произведения, работая в парах или группах. Вопросы ученики могут брать из учебника или придумывать сами. Приветствуется и то и другое, так как, выбирая из имеющихся вопросов, или придумывая их, дети проявляют самостоятельность в рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Кроме того, избежать неверных суждений помогают диалоги по содержанию произведения на предшествующих уроках. Плюс этой игры еще в том, что дети чувствуют себя более раскрепощённо, работая друг с другом, чем если такая же работа происходит с участием учителя.

Очень любят дети игру «Чтение по ролям», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся создают группы. Каждый ребёнок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причём отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам определено заранее: передать голосом чувства и настроение героев произведения.

Составляя Карту истории по прочитанным произведениям, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности, но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста.

Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

Все же основная задача урока литературы – формирование читательских  умений и развитие интереса к чтению. Прошу каждого  ученика  моих 5 классов вести  читательский дневник, в который  они записывают свои впечатления о дополнительно прочитанных произведениях.     Систематичность такой работы даёт свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть мне, как учителю, есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, кто читает больше стихи, кто-то — фантастику, научную литературу, и т.д. Моя задача в том, чтобы координировать их стремления в выборе хорошей литературы. Так же на минутках чтения учащиеся рассказывают, о чём прочитали, чтобы заинтересовать одноклассников данной книгой.

Программа русского языка и литературы  предусматривает множество возможностей для реализации личностно — ориентированного подхода к обучению.

Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Ребята обсуждают варианты ответов, высказывают различные точки зрения. У детей  есть возможность сравнивать результаты своего поиска с ответами. В случае неправильного ответа сама вступаю в диалог, оказывая помощь и поддержку наводящими вопросом. В условиях такой совместной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству, в результате которого приходит понимание того, что от успеха одного зависит успех всей группы.

Существенную помощь в усвоении учебного материала оказывают памятки, данные в конце учебника и схемы в «Тетрадях — помощниках». Они используются по мере необходимости для того, чтобы приучить ребенка оценивать свои возможности и самому решать: нужно ему такое напоминание или нет. Как правило, дети с более высокой самооценкой и развитым мышлением быстрее запоминают порядок действий для решения той или иной орфографической задачи и не прибегают к помощи памятки. Некоторые дети, которые по своей природе неуверенны в своих силах, или же имеют пробелы в знаниях, обращаются к памятке для самопроверки. А другая часть детей, пользуется памятками наиболее часто, так как особенности их памяти, мышления не позволяют добиться желаемого результата так быстро, как другим…

Учитель должен сам составлять «режиссуру» урока в зависимости от его темы, уровня подготовленности класса, целевой установки, времени проведения урока и т.п.

Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности.

Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы», ставлю перед собой задачи:

  • Как сделать урок радостным и интересным ?
  • Как активизировать деятельность учащихся на урок?
  • Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающимся, личностно-ориентированным.

Используя эти методы в обучении, реализую личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы. Учебный материал обеспечивает и позволяет выявить содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Активное стимулирование ученика обеспечивает возможность его самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения занятиями. Учебный материал организовывается мной таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.

Все перечисленные способы, методы, приёмы помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов.

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.