Home » Мақалалар » Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания

Директор профильной школы
КазНУ им. аль-Фараби
Есенова К.А.

 

Кадырова К.К.
учитель русского языка и литературы
профильной школы КазНУ им. аль-Фараби

 

 

Президент РК Касым-Жомарт Токаев на Всемирном климатическом саммите в Дубае выразил поддержку призыву ООН предпринять конкретные действия для сохранения окружающей среды. Он подчеркнул, что чрезвычайная климатическая ситуация является глобальным кризисом, требующим глобального ответа, и только коллективные действия и сотрудничество помогут преодолеть климатический кризис.

В современном Казахстане, как и по всему миру, мы сталкиваемся с глобальными экологическими изменениями. Бурный рост индустрии транспорта, связи, туризма и информационных технологий, а также проблемы загрязнения окружающей среды, управления отходами, энергопотребления и укрепления экономических и культурных связей сделали экологизацию неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Сегодня мы наблюдаем расширение зоны влияния человека на всю планету Земля, стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды.

В этой новой реальности наши представления о том, что необходимо для успешной учебной и профессиональной деятельности, претерпевают существенные изменения. Возникает насущный вопрос о формировании особого типа мышления и сознания, отличающихся многомерностью и объемностью. Современный человек, осознавая свою роль гражданина своей страны, одновременно выступает в роли носителя мировой культуры и активного участника процессов глобального развития.

В свете этих изменений одним из ключевых качеств современного человека и успешного члена общества становится способность к постоянному обучению, самосовершенствованию и трансформации сознания. Это требует от нас умения жить «здесь и сейчас», а также готовности к адаптации к быстро меняющимся условиям окружающего мира.

Как работает в этом направлении школа сегодня? И какое место в структуре модели развития школы отводится экологии и экологизации?

Экологическое образование и воспитание учащихся не является просто модным трендом, а неотъемлемой потребностью нашего времени. Это требование, навязанное самой динамикой современной жизни: чтобы выжить сегодня и обеспечить будущее человечества, текущему поколению необходимо освоить экологические ценности и строить свои взаимоотношения с окружающим миром в соответствии с ними. Развитие экологического просвещения и формирование экологической культуры становятся одной из приоритетных задач нашего общества.

Чтобы избежать негативного воздействия на экологию, предотвратить экологические ошибки и не создавать угроз для здоровья и жизни, современному человеку необходимы базовые экологические знания и новый, экологически ориентированный тип мышления. В этом ключевую роль играет школа, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, работает на благосостояние будущего.

Эффективность экологического воспитания учащихся существенно зависит от их взаимоотношений с окружающей средой — как природной, так и социальной. Культивация у учащихся культуры взаимодействия с окружающим миром происходит как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованных внеурочных мероприятий.

В профильной школе КазНУ им. Аль-Фараби активно интегрируется и прививается экологическое воспитание учащихся. Коллектив педагогов школы активно занимается вопросами формирования личности, обладающей сознанием, проникнутым экологической грамотностью и творческим потенциалом, способной не только к текущему совершенствованию, но и успешной адаптации к переменам в социально-экономической среде.

Экологическая работа охватывает различные аспекты школьной жизни воспитательную работу и учебные занятия.

При обучении школьников экологически безопасным методам природопользования мы стремимся формировать следующие идеи и принципы:

— Человек в мире природы является существом, равноправным по отношению ко всем её живым и неживым объектам.

— Природные объекты обладают самоценностью.

-Гуманное отношение к природе предполагает психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм.

— Экологическая культура как состояние человека предполагает развитие у него способности к сопереживанию, сочувствию и содействию живым существам и неживым природным объектам.

— Осознанное использование потенциала мира природы для личностного развития, заключенного в духовном и практическом взаимодействии с ним.

Путь освоения основ экологии начинается в раннем детстве, еще в начальной школе, в рамках предмета «Окружающий мир». Экологическое образование продолжает свой путь в средних и старших классах на уроках биологии, географии, химии, физики, не менее значимым этапом является интеграция экологического образования в профильные классы.

Обучение в профильных классах нацелено на реализацию естественно-математического направления, включая физико-математический профиль и химико-биологический профиль. Эти профили предусматривают достижение целей общеобразовательных курсов математики, физики, химии и биологии на более высоком уровне. Выбор профиля способствует не только академическому росту, но и социальной адаптации учащихся, в том числе в сфере профессий, связанных с экологией и медициной. В этих классах деятельность приобретает глубокий и разнообразный характер, предполагая систематический и осмысленный подход учащихся к решению экологических проблем. Здесь формируется понимание экологических вопросов с профессиональной точки зрения, что является важным шагом в обучении учащихся осознанному и ответственному отношению к окружающей среде.

Подтверждением целесообразности и соответствия выбранного профиля обучения интересам и образовательным потребностям выпускников является выбор учащимися пятого предмета на ЕНТ и государственных экзаменах, а также выбор профессий и специальностей для последующего обучения в вузах.

Вся внеурочная экологически ориентированная работа в школе включает в себя:

  1. Эколого-просветительскую деятельность, которая в нашей школе представлена разнообразными формами, реализуемыми в рамках вариативной части учебного плана. Эти формы включают углубленные занятия по биологии, химии, физике и географии. Специальные курсы разработаны с учетом исследовательского и творческого подхода, что способствует расширению познавательного интереса учащихся к предметам химико-биологического направления и темам с экологическим уклоном. Программы таких курсов стимулируют творческую и поисковую активность учащихся.

Среди этих курсов выделяются такие, как «Поиск новых эффективных путей и методов улучшения экологического состояния г. Алматы», «Химия и пища», а также реализация проекта «Действие тяжелых металлов на живой организм».

  1. Проведение предметных недель естествознания нацеленных на развитие интереса к науке, а также организация открытых внеклассных мероприятий, направленных на подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности, через осуществление различных мероприятий, посвящённых охране природы: неделя экологических действий в рамках декады Земли, Праздник Золотой осени, Праздник птиц, конкурсы, игры, диспуты, экскурсии, озеленение территории школы, различные экологические акции: «День Воды», «День Земли», конференции, круглые столы, единые экологические «Уроки Чистоты», экологические десанты по уборке территории школы.

Эффективное функционирование акции «Антитабачный пикет» – важного элемента нашей школьной жизни. Учитывая, что наша школа является частью Довузовского образования КазНУ им. Аль-Фараби наши учащиеся особую активность проявляют в «Антитабачный пикете» в рамках университетской инициативы «Территория свободная от курения» школьники принимают активное участие в поддержании здоровой и экологически чистой атмосферы на территории университета.

4.Научно-исследовательская активность учащихся школы проявляется через успешное представление собственных исследований и проектов на различных уровнях научно-практических конференций. Эти формы внеурочной деятельности не только способствуют развитию интеллектуальных способностей учеников, но и формируют у них чувство ответственности за окружающий мир. Такие инициативы направлены на развитие активной гражданской позиции, стимулируют экологически правильное поведение и формируют экологическое сознание подрастающего поколения.

Человека, обладающего экологической культурой, отличает, прежде всего, способность достигать гармонии как в своем внутреннем мире, так и во внешнем окружении. Принцип гармоничного существования человека соответствует актуальной идее воспитания толерантной личности, способной развиваться в поликультурном пространстве. Таким образом, формирование экологической культуры личности становится необходимым шагом не только для достижения личного счастья и осмысления жизни, но и для мастерства в гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой. Это означает умение жить в гармонии с природой, с ближними и с окружающим обществом, что в конечном итоге способствует базовой ценности современности как планируемого интегрированного результата образования, культивирование человечности, достоинства, чести, экологической ответственности — устойчивому развитию общества.

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.