Home » Жаңалықтар » Путь преодоления сложностей, возникающих в процессе обучения математики учащихся с ООП

Путь преодоления сложностей, возникающих в процессе обучения математики учащихся с ООП

Карбаева Ботагоз Абылкасымовна
учитель начальных классов
школы-гимназии №91 г. Астана

    В современном образовании вопрос инклюзии играет все более важную роль, поскольку обеспечение равных возможностей для обучения и развития у всех учащихся, в том числе и у детей с особыми образовательными потребностями, становится приоритетной задачей образовательных учреждений. Понимая, что в организациях образования действительно существует необходимость развития и поддержки инклюзивного образования, мною было начато изучение этой темы. Глубокое погружение в тему инклюзивного образования и наличие учащихся с ООП в моем классе подтолкнуло меня искать методы и разрабатывать приемы обучения, чтобы восполнить пробелы в математических знаниях у учащихся начального звена.

      Мною была разработана программа вариативного компонента по математике для учащихся с особыми образовательными потребностями с учетом принципов дифференцированного обучения и индивидуального подхода. Она позволяет педагогам адаптировать материалы и методики под потребности каждого ученика, что обеспечивает оптимальные условия для их успешного обучения. Для развития функциональной грамотности мною создавались специальные условия в образовательной деятельности учащихся с ООП, позволяющие применять математические знания на практике.

       Моя программа не только поднимает стандарты инклюзивного образования, но и служит исходной точкой для других образовательных учреждений. Её основной принцип — обеспечение равных возможностей для каждого ребенка, независимо от их образовательных потребностей.

      Программа состоит из 5 модулей, охватывающих разнообразные темы и структурированных заданий: от основ чисел и операций до применения математики в жизни. Каждый модуль состоит из уроков, адаптированных под индивидуальные потребности детей. Во время урока математики в экспериментальных классах проводилась апробация данной программы. Критерием усвоения программы было 80-90% использования математических знаний на практике. Оценка результативности проведенных занятий проводилась через формативное оценивание и наблюдение за деятельностью ученика при решении практических задач.  Так же проводила оценку не только знаний, но и прогресса в развитии математических навыков. На каждом занятии ученику давалось 10 возможностей применить на практике полученные знания. При оценке использования математических навыков учитывалась только самостоятельная практическая деятельность. Апробация моей программы по математике началась в 2020 году в школе-лицее №37 и была продолжена в школе-гимназии №91. Результаты, полученные при работе с учащимися в ходе апробации, показали эффективность программы, даже у детей о множественными нарушениями развития, в том числе интеллекта, развилось умение применять на практике математические знания. В процессе обучения использовались современные методы и технологии, включая информационные технологии, что позволило сделать занятия интерактивными и мотивирующими. Подбор заданий соответствовал уровню восприятия ребенка и был адаптирован через виртуальные задачи под разный уровень понимания каждого ученика.

    Важной чертой моей программы является акцент на практическом применении математики в повседневной жизни. Дети учатся решать задачи, связанные с бюджетированием, измерением, расчетом времени и другими реальными ситуациями. Программа также предоставляет индивидуальную поддержку для каждого ученика, включая дополнительные материалы и консультации.

В процессе реализации программы возникали трудности с адаптацией материалов и методик под разные уровни способностей, а также возникновения проблемного поведения и отказа сотрудничать и выполнять учебные задания. Понимая необходимость в обучении специфическим методам работы с детьми с особыми образовательными потребностями, мною были пройдены курсы «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями с использованием методов прикладного анализа поведения (АВА-терапия)  в объеме 71 часа, которые помогли мне находить подход и справляться со случаями проблемного поведения у учащихся с нарушением эмоционально-волевой сферы.

       Результатом работы по программе вариативного компонента для развития математических способностей у учащихся с особыми образовательными потребностями было создание инклюзивной образовательной среды, развитие у учащихся с ООП понимания математических концепций, формирование навыков анализа и решения задач, укрепилось логическое мышление учащихся, появилась уверенность в применении математики в повседневной жизни.

 Во настоящее время педагоги находятся в развитии и поиске лучших методов, чтобы донести информацию для учеников, чтобы они в дальнейшем смогли применить имеющиеся знания. Обладая такой большой любовью к обучению, учителя находят способы вдохновлять и мотивировать учащихся учиться на протяжении всей жизни. Они вызывают любопытство, лучшие качества каждого ученика, помогая ему решать сложные вопросы и задачи, помогая им увидеть мир в более ясном и проницательном свете.

12 комментариев

  1. Мейржан

    tke315@mail.ru

  2. ГУЛФАРИЗА

    Керемет ұстаз

  3. Жанар Садыкова

    Өз ісінің маманы

  4. ГУЛЬШАТ

    ӨТЕ БІЛІМДІ ҰСТАЗ!

  5. Алтынай Тулеубаевна

    Ботагөз Абылкасымовна, өте білікті, креативті ұстаз. Шәкірттерге білім беруде жасап жатқан еңбегіңіз жемісті болсын

  6. ТЫНЫҚ БЕЙСЕНОВНА

    Ботагөз Абылкасымовна қоғам мен адамзат алдындағы өлшеусіз еңбектерінің куәсі болып жүрмін және бағалаймын. Қызығы мен шыжығы қатар жүретін ұстаздық жолыңыз тек өрлеу мен өсуге бастасын.

  7. Ботагөз Абылкасымовна өте білікті маман! Тақырып өзекті!

  8. Ботагөз Абылкасымовна өте білікті, білімді ұстаз! Құрметтеймін!

  9. Айнагуль

    Ботагоз Абылкасымовна, спасибо, что поднимаете такие актуальные проблемы, делитесь опытом своей работы. Это большая помощь молодым учителям.

  10. Керемет ұстаз! Креативті ,білімді ұстаз.

  11. Индира Оспановна

    БОТАГОЗ АБЫЛКАСЫМОВНА- учитель, как мастер своего дела в области инклюзивного образования, впечатляет своим преданностью и любовью к детям с особыми потребностями. Его профессионализм и тепло взаимодействия с каждым ребенком создают атмосферу доверия и поддержки в классе. Его творческий подход к обучению и умение находить индивидуальный подход к каждому ученику заслуживают глубокого уважения. Этот учитель — истинный вдохновитель для всех, кто занимается образованием.

  12. Өте тамаша ұстаз

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.