Home » Балабақша » Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно.

Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является  не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым  детское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.

Основная идея экспериментальной деятельности отражается в высказывании древнекитайского философа и мыслителя  Конфуция: «Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю».

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы  чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Познавательная деятельность делает знания ребенка более полными, достоверными и прочными.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику.

Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Педагог должен развивать познавательный интерес ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощрять стремление задавать вопросы поискового характера, расширять представления детей о предметах, событиях, явлениях окружающего мира, выходящих за пределы непосредственного восприятия, развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Занятия можно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.

Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

Хотелось бы напомнить слова К.Е.Тимирязева: «Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл.

Занятия экспериментальной деятельностью помогут нам вывести детей на более высокий уровень познавательной активности. Сформируют у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок.

 

                                                  Л. Ф. Драузина, воспитатель,

                                                                            ГККП «Ясли-сад «Ақ бота»,

                                                                            г. Петропавловск

 

 

 

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.