Home » Баяндамалар » Формирование грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с ЗПР

Формирование грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с ЗПР

 

Дети с ограниченными возможностями имеют право на получение бесплатного образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций.

Это право отражено в Законе Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и Законе «Об образовании»

Изучением грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Л.Ф.Спирова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; у детей с алалией — В.А. Ковшиков, В.К. Воробьёва, Б.М. Гриншпун, Е.Ф. Соботович и др.; у детей с задержкой психического развития — А.В. Захарова, Л.Б. Баряева, Е.М. Мальцева, Г.Н. Рахмакова и др. У них недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, навыками словоизменения и словообразования, обеднён словарный запас как по качественным, так и по количественным показателям, страдает связная речь, звукопроизношение, фонематический слух. Ученые выявили, что у большого количества школьников младших классов преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

В настоящее время задержка психического развития наиболее распространенное расстройство среди учащихся. Вслед за Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.И. Лалаевой под задержкой психического развития мы понимаем различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния лёгкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, которое характерно для учащихся младшего школьного возраста.

У учащихся с задержкой психического развития отмечаются значительные нарушения грамматического строя речи. У детей данной категории наблюдается недостаточный объем словаря, недоразвитие словоизменения, словообразования. При грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений, дети допускают разнообразные ошибки, несвойственные нормально развивающимся детям. Как показывают исследования, аграмматизмы являются устойчивым и одним из основных проявлений речевого расстройства. Недостаточная сформированность морфологических и синтаксических обобщений у учащихся с задержкой психического развития приводит к нарушениям письменной речи, затруднениям при овладении программой по русскому языку.

Актуальность исследования обусловлена недостаточным изучением и отсутствием отработанной на практике системой работы над специальными упражнениями, нацеленными на развитие грамматического строя речи у учащихся с задержкой психического развития.

В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические основы развития грамматического строя речи младших школьников с ЗПР. Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы провели опытно – экспериментальную работу. В рамках нашей работы эксперимент направлен на формирование грамматического строя речи младших школьников с ЗПР.

Опытно – экспериментальная работа проводилась с января 2017 года по март 2017 года на базе ГУ «Основная общеобразовательная школа № 14» отдела образования акимата города Костанай.

В исследовании принимали участие два вторых класса по 8 учеников в каждом классе. У всех детей двух классов по результатам обследования ПМПК диагностирован F-83. Возраст учащихся: 8-9 лет. Один из классов впоследствии стал экспериментальной группой, а другой остался контрольной.

Целью явилось формирование грамматического строя речи младших школьников с ЗПР посредством системы игровых упражнений.

Опытно – экспериментальная работа включает в себя три этапа исследования.

Первый этап опытно – экспериментальной работы – констатирующий. Цель констатирующего этапа: исследование уровня сформированности грамматического строя речи младших школьников с ЗПР.

Второй этап опытно – экспериментальной работы – формирующий. Цель формирующего этапа: проведение коррекционно-педагогической работы по формированию грамматического строя речи на уроках русского языка у младших школьников с ЗПР. Школьники, составлявшие контрольную группу, не включались в формирующий эксперимент.

Третий этап опытно – экспериментальной работы – контрольный. Цель контрольного этапа: анализ результатов исследования, формулировка выводов.

На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте. Это необходимо для того, чтобы:

— определить уровень развития грамматического строя речи младших школьников с ЗПР;

— проверить и сопоставить результаты контрольного и констатирующего экспериментов;

— подвести итоги опытно – экспериментальной работы.

Для практического изучения интересующей нас проблемы в исследовании были использованы следующие методики:

Методика исследования грамматического строя речи у младших школьников Р.И. Лалаевой, И.В. Прищеповой.

Методика «Обследование грамматического строя»,  предложенная авторами Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой.

Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента показали, что необходима коррекционно-педагогическая работа по формированию и развитию грамматического строя речи младших школьников с ЗПР. Вышесказанное определило необходимость формирующего этапа эксперимента.

Исходя из результатов проведенной диагностики, обозначим 2 «А» класс в качестве экспериментальной группы, а 2 «Б» класс в качестве контрольной группы.

С учетом результатов констатирующего этапа эксперимента, с целью проверки гипотезы нашего исследования был организован формирующий этап эксперимента, который предполагал формирование и развитие грамматического строя речи младших школьников с ЗПР на уроках русского языка с использованием тренировочных упражнений.

Перед проведением коррекционно-педагогической работы по формированию грамматического строя речи младших школьников с ЗПР нами проанализировано достаточно литературы, и, важно отметить, что формирование грамматического строя речи (синтаксиса, морфологии, словообразования) младшего школьника с ЗПР имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации). Для освоения морфологии и словообразования важны приемы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развернутых высказываний. Формирование разных сторон грамматического строя речи младшего школьника происходит не синхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно. На начальных этапах активизация речевых высказываний носит общий, неспецифический характер, в дальнейшем постановка задач становится все более и более дифференцированной. Особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; элементарному анализу структуры предложения, формированию грамматической правильности; элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.

В процессе коррекционного обучения детей с ЗПР уделяют большое внимание практическому усвоению грамматических форм языка. Закрепляя навыки изменения слов по числам, родам, падежам, лицам, дети учатся правильно использовать усвоенный материал в различных речевых контекстах и режимных ситуациях. А это, в свою очередь, требует хорошо организованной речевой практики. Широко используются варианты хорового проговаривания. Это помогает неоднократно произносить каждому ребенку новую форму слова, повышает речевую активность детей, помогает расширить их речевую деятельность. (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.).

Обучающий этап эксперимента проводился в период с января по март месяц и включал в себя проведение 13 уроков русского языка. Тематика занятий выбрана в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету «Русский язык» с включением тренировочных упражнений.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию и развитию грамматического строя речи младших школьников с ЗПР строилась на следующих принципах:

  1. Принцип комплексности. Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, звукопроизношением, словарем, связной речь.
  2. Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений грамматического строя речи.
  3. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

Коррекционно-педагогическое воздействие осуществляется по следующим направлениям:

  1. Уточнение лексического значения слова;
  2. Уточнение грамматического значения слова;
  3. Формирование парадигмы словоизменения;
  4. Формирование словообразования;
  5. Развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;
  6. Развитие языкового анализа и синтеза.

Таким образом, во время проведенной нами коррекционно-педагогической работы мы выявили, что при включении в обучающий процесс игр и упражнений по развитию грамматического строя речи, младшие школьники с ЗПР стали более сосредоточены на заданиях, более вовлечены в учебный процесс, и, что самое главное для нашего исследования, стали допускать меньше ошибок в грамматическом строе речи.

 

Бекмухамбетова Акмарал Жумабековна, 

студентка 4 курса

специальности – дефектология,

психолого-педагогический факультет,

Костанайский Государственный педагогический институт

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.