Home » Мақалалар » Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами

Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами

Школьная библиотека выполняет основные функции образовательного процесса:

  • образовательную – читатели обеспечиваются учебной и методической литературой из фонда библиотеки; имеют максимальный доступ к информации, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;
  • развивающую – по мере поступления формируется информационный фонд (СБА), подбирается дополнительная литература по индивидуальным запросам читателей;
  • воспитательную – формируется библиотечная среда, ориентированная на воспитание культурного и гражданского самосознания, оказывается помощь в развитии творческого потенциала учащихся при проведении внеклассных мероприятий;
  • информационную – на абонементе и в читальном зале предоставляется справочная литература, проводятся обзоры новых поступлений на классных часах и внеклассных мероприятиях, составляются рекомендательные списки литературы по новым поступлениям; предоставляются услуги на основе внедрения информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

Фонды школьных библиотек предназначены для удовлетворения самых разнообразных интересов детей, а также учителей и родителей. Библиотечный фонд – это совокупность имеющихся в библиотеке документов различных видов на традиционных и нетрадиционных носителях, которые предоставляются читателям во временное пользование.

Технология формирования библиотечных фондов представляет собой совокупность ряда последовательных процессов, направленных на создание фонда библиотеки, в соответствии с целями, задачами библиотеки и потребностями читателей.

В библиотеках организаций среднего образования в соответствии с задачами обучения и воспитания необходимо иметь универсальный фонд, способный оперативно и максимально обеспечить основной массовый спрос на документы.

Наиболее ответственным процессом в формировании фонда является комплектование библиотечного фонда – т.е. целенаправленный процесс выявления и подбора литературы, отвечающий по своему содержанию образовательным, воспитательным, информационным функциям библиотеки.

Принципы комплектования библиотечного фонда — это наиболее общие требования к отбору печатных изданий в фонд библиотеки. В принципах выражается идейная сущность работы по комплектованию библиотечного фонда, а также её организационная сторона, позволяющая правильно определить пути и методы решения отдельных вопросов комплектования библиотечного фонда. Существуют следующие принципы комплектования:

  • профилирование;
  • координирование;
  • систематичность;
  • плановость

Профилирование комплектования – направленность комплектования библиотечного фонда на специализацию, сознательное ограничение его тематики, позволяющее в наибольшей мере приблизить его содержание и структуру к потребностям читателей конкретной библиотеки.

Координирование – учет профилей фондов других библиотек того же типа.

Системность и плановость комплектования – это целенаправленная работа по достижению пропорционального соотношения фонда по тематике, типам и видам носителей документов, а также по их читательскому адресу, целевому назначению и другим, актуальным для библиотеки, критериям.

Принцип научности комплектования фонда, т.е. обоснованность отбора документов при переходе к рыночным отношениям, проявляется в применении маркетингового подхода к комплектованию.

Комплектование фонда состоит из первичного отбора литературы, осуществляемого в ходе начального и текущего комплектования, и вторичного, производимого с учетом результатов анализа состава и использования фонда читателями путем докомплектования литературы и исключения неиспользуемых и устаревших изданий.

Начальное комплектование – создание первоначального (минимального) фонда, достаточного для открытия библиотеки.

Текущее комплектование – основной вид комплектования, заключающийся в выявлении новых текущих документов и их приобретении для пополнения фонда.

Ретроспективное комплектование – пополнение фонда недостающими профильными названиями или экземплярами документов за прошлые годы на основе анализа отказов абонентам библиотеки, читательского спроса и состава фонда.

Школьные библиотеки должны получать республиканские и местные периодические издания (журналы и газеты). Ежегодная подписка на периодические издания определяется из расчета потребностей каждой отдельной библиотеки, но не менее 15-25 наименований. Количество наименований периодических изданий для детей и подростков, должно отвечать информационным потребностям учащихся.

Дополнительное комплектование школьных библиотек может осуществляться за счет целевых вложений родительских комитетов, спонсоров – предприятий, общественных и шефских организаций, бесплатного получения от учреждений, организаций, даров и читателей.

К числу важнейших структурных элементов аппарата комплектования относятся: картотека текущего комплектования, картотека докомплектования, картотека отказов на запросы читателей.

Учетный и обработанный фонд нуждается в размещении.

Размещение фонда – это пространственное расположение частей библиотечного фонда в фондохранилище и по структурным подразделениям библиотеки (абонемент, читальный зал, медиотека, пункт выдачи) с целью удобства его использования, хранения и сохранности фондов. В школьных библиотеках применяются два типа размещения библиотечного фонда: горизонтальное (стелющееся) и смешанное. Размещение фонда школьных библиотек зависит от его объема и видового состава фонда, а также от площади школьной библиотеки, особенностей сообщения фондохранилища с абонементом и читальным залом.

Расстановка фонда – порядок размещения документов на полках (стеллажах, шкафах) фондохранилища, определяемый методикой обслуживания читателей, типом, составом и величиной фонда и его назначением. В школьных библиотеках применяют систематическую и алфавитную расстановку библиотечного фонда. В основе систематической расстановки фонда школьной библиотеки лежат таблицы библиотечно-библиографической классификации (ББК), учитывающие содержание документов. Внутри каждого подраздела документы с одинаковыми полочными индексами расставляются в алфавитном порядке авторов и заглавий (по авторским знакам). Тематическая расстановка применяется в тех случаях, когда есть необходимость в рамках одной темы собрать литературу из различных областей знаний.

Журналы расставляются в алфавитно — хронологически-нумерационном порядке, т.е. по алфавиту названий, внутри названий по годам и номерам (выпускам).

Формирование библиотечных фондов – непрерывный процесс. Однажды начавшись, оно не прекращается до тех пор, пока существует библиотека. Колоссальный потенциал знаний, заключенных в библиотечных фондах, играет важную роль в обеспечении информационной жизни общества, в подготовке юного человека к взрослой жизни.

Н.В. Есимтаева,

библиотекарь филиала АО «НЦПК «Өрлеу»,

 ИПК ПР по Костанайской области»

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.