Home » Таным » Фазы развития заикания

Фазы развития заикания

 г. Астана
16-2936780_1148889541822340_3832903708747856764_nФилиал КФ «
UMC» Национальный центр детской реабилитации
Шипанова Айнур Болатовна (логопед)

Тема статьи: «Фазы развития заикания»

 С первых дней жизни ребенок готовит свой артикуляционный  и голосовой аппарат к речи. Если развитие речи происходит не в срок, то человек, как правило, остается неполноценным. В развитии наступают необратимые изменения, которые не удается компенсировать.

Нарушение этого процесса вследствие различных причин (задержка речевого развития, стрессовые ситуации и т.д.) может привести к расстройству речи в виде нарушения темпа, ритма, плавности и слитности. Большое значение имеют личностные особенности ребенка, способ реагирования родителей и социально-психологические условия жизни.

В период начального заикания специальная коррекционная работа является самой важной.

Гуканье, гуление, лепетная речь, произнесение первых слов – начальные этапы развития речи и языка. В процессе опробования различных вариантов артикуляции возникают различные сочетания звуков и слогов. Этот тренинг необходим для становления физиологических механизмов речи. Возможные срывы в этот период определяются как первичное физиологическое заикание.

Вторичное заикание- формирование и хронизация речевого дефекта в виде истинного заикания, которое также имеет свою динамику.

Под влиянием эмоций, сопровождающих речь, нарушается дыхание. Появляются слова-уловки, «эмболы», синонимы, уклонения от  ответа. Это специфические вторичные симптомы. Возникающая необходимость подбора и замены слов, ощущение неизбежности запинок, появление судорог приводят к смятению, которое влечет за собой нарушение мыслительного процесса, организуя круг, усиливающий заикание.

Существуют также четыре фазы заикания, каждая из них имеет свою    характеристику.

I. Первая фаза развития заикания

Заикание возникает эпизодически; периоды плавной речи сокращаются и наступают все реже, выраженность заикания подразделяется по степени тяжести. В поздние периоды первой фазы заикание становится   более постоянным и выраженным.

— запинки чаще возникают на начальных словах предложения. В начале первой фазы большинство заикающихся испытывают затруднения при произнесении первого слова в предложении;

— запинки возникают в основном при произнесении кратких частей речи. Особенно предлогов, союзов и т.д.

— заикание усиливается под воздействием «коммуникативного давления», то есть самые большие затруднения, ребенок испытывает, когда он возбужден, торопиться, и пытается о чем-либо рассказать;

— ребенок обычно не реагирует на свое заикание и говорит во всех ситуациях свободно, без смущения. Заикание может спровоцировать кратковременная эмоциональная реакция. Но беспокойство, тревожности, страха речи нет. Нет переживания своего дефекта речи и неудач в общении.

  1. II. Вторая фаза развития заикания.

Для этой фазы характерны следующие особенности

— нарушение речи становится хроническим, иногда тяжесть заикания меняется, судорожность речи может на короткое время исчезать;

— заикание проявляется при быстрой речи или в состоянии, эмоционального возбуждения, чаще всего происходит на многосложных словах, значительно реже запинки встречаются на местоимениях и односложных словах. Они иногда остаются на первых словах предложения, но это уже не обязательные, а вероятные  места запинок;

— речевой дефект осознается, дети считают себя заикающимися, но еще говорят свободно в любых ситуациях.

Могут наблюдаться затруднения в контактах, сопутствующие движения. Расширяется объем сложных для общения ситуаций. Заикающиеся отмечают, что они заикаются примерно одинаково и дома, и в общественных местах, и с друзьями. Речь зависит от ситуации.

III. Третья фаза развития заикания.

Ее особенности:

— определенные ситуации становятся трудными для общения, и это четко осознается заикающимися;

— возникают постоянные трудности, связанные с произнесением определенных  слов и звуков;

— замены одних слов другими.

В этой фазе редко встречаются пациенты с выраженным переживанием страха речи, или какой- то неловкости, чаще всего отсутствует тенденция избегания речи.

Это практически полное становление судорожного синдрома. Без избегания ситуаций и без страха речи.

O.Bloodstein  отмечает характерную особенность заикающихся в третьей фазе. Это установка на спокойствие, несмотря на сформировавшиеся выраженное заикание. Заикающиеся используют практически любую возможность для общения. Предложение начать лечение не вызывает энтузиазма и поддержки. Это характерно для детского и подросткового возраста, когда еще отсутствует мотивация для лечения, требующая волевых усилий и напряжения для систематического посещения занятий, а также зависящая от личностных особенностей.

  1. IV. Четвертая фаза развития заикания

На этой стадии заикание вырастает в большую личностную проблему.

Эта фаза характеризуется:

— Возникает яркая антиципация (ожидание) заикания;

— становятся стандартными трудности при произнесении определенных слов, звуков в определенных ситуациях и при определенных слушателях;

— появляются уклончивые ответы; отмечаются другие затруднения и проявления страха речи;

— отмечается избегание определенных речевых ситуаций;

Четвертая фаза отличается наличием выраженных эмоциональных реакций на заикание. Важнейшим проявлением чего становится избегание речевой ситуации. Заикающиеся больше внимания начинают обращать на то, как окружающие реагируют на их речь, как они сами выглядят в глазах окружающих и собеседников.

Четвертая фаза развития заикания характерна для подростков и взрослых, однако ряд особенностей и черт этой фазы наблюдаются и у детей в возрасте 10-11 лет

Список литературы:

  1. Асатиани Н. М., Казаков В. Г., Фрейдин Ю. Л. Некоторые вопросы клинической классификации заикания. Дефектология, 1988.
  2. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. «эксмо-пресс»,2001
  3. Морозова Н. Ж. Как преодолеть заикание.- М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, В. Секачев, 2002.-192 с.
  4. Жинкин Н. И. Механизм заикания/Вопросы патологии речи. – Харьков, 1959.

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.