Постоянные изменения во внешней и внутренней среде школы требуют поиска новых ресурсов, корректировки целей и задач, установления новых партнерских связей, а это означает, что востребована работа разнообразных педагогических команд. Процесс командообразования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности школы. Еще более актуальным становится превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией и ценностями. И в этом случае стратегическое планирование, проектная деятельность, работа в команде становятся личностно значимым, не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса, сплоченных в единую команду
Каковы плюсы командной работы:
Время — Команда профессионалов способна быстро и эффективно решить задачу, на которую обычно уходит значительное время
Креативность — Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая «копилку решений»
Стиль — В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки
Духовный- Ценности — Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена
Рост- Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом
Таким образом, педагогическая команда — это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач.
Изменения происходящие в современных условиях, предъявляют новые требования к школе. Основная роль школы сегодня — не только дать знания, умения и навыки, но и подготовить учащихся к новым условиям жизни. Исходя из того, что ключевой фигурой в школе является учитель, главной сферой влияния школьного руководства является подготовка учителей к обучению учащихся тому, как учиться.
Говоря о современной школе, мы понимаем, что необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания на учение, организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию (активизацию, обеспечение и поддержку) процессов осмысленного учения. Такое изменение в обучении рассматривают как проявление нового мышления. Миссия учителя — увидеть в каждом своем подопечном зерно таланта и взрастить и его. Поэтому задача нашего педагогического коллектива — подготовить хорошую почву, создать фасилитационную среду, т.е. все условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей.
В целом модель формирования фасилитационной среды представляет собой сочетание структурных, функциональных, процессуальных компонентов в основе которых — рефлексивная практика, а результатом фасилитационной среды является сформированность лидерской позиции
Для того, чтобы добиться качественных изменений в практике работы учителей, в первую очередь инновации должны быть направлены на изменение стереотипов мышления и убеждений учителей, и уже как следствие — изменение подходов в практике преподавания, внедрение диалогического обучения, изменение позиции учителя, включение родителей в учебно-воспитательный процесс
Социальный заказ на творческую личность не может быть успешно реализован без модернизации учебного процесса школы, при этом образование в школе должно быть направлено на развитие критического мышления.
Удовлетворение потребности учащихся в творческой самореализации возможно в активной творческой деятельности, предполагающей взаимодействие, сотрудничество и сотворчество учащихся и учителей в решении учебных задач, учет индивидуальных возможностей и креативных способностей, опыта их творческой работы.
Процесс развития креативности как основы творческого потенциала личности будет протекать успешно, если в учебной работе обеспечить:
- персонализированный подход;
- практиковать диалогическую форму взаимодействия;
- проектировать ситуацию успеха для каждого участника учебного процесса.
Никакого человека в принципе ничему научить нельзя, если он того сам не захочет. А уж тем более невозможно принудительно, вопреки воле самого ребенка, развивать его творческие способности и задатки. В контексте этого, своеобразие современной профессиональной деятельности педагога заключается в сопровождении обучающегося. Помочь каждому ученику осознать его собственные возможности, найти свой жизненный путь – таковы приоритеты современного педагога.
Рассмотрение учителя в роли фасилитатора предполагает понимание следующей особенности: помимо основной формирующей функции учитель должен способствовать также социализации детей в классе, успешной коммуникации каждого ребенка. Учитель-фасилитатор не просто дает ребенку сухие знания. Он заинтересовывает ребенка в процессе обучения, способствуя тому, чтобы ребенок сам искал ответы на свои вопросы.
Учитель в образовательном процессе выполняет разнообразные роли. Каждая роль — это совокупность определенных социально ожидаемых действий. Давайте вместе попробуем определить традиционные роли педагога в школе, то есть те ролевые действия, которые учитель обычно выполняет по отношению к ученикам – дидакт, ментор, носитель и передатчик информации и опыта, воспитатель, менеджер… Не правда ли, почти все эти роли основаны на позиции «над учеником»? В ней учитель выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного ученика некое содержание, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить. Здесь прослеживается принцип авторитарной педагогики — учитель — субъект, а ученик — объект воспитания и обучения. Конечно, отказаться полностью от традиционного подхода в обучении и воспитании невозможно, да и не имеет смысла, но он уместен в некоторых ситуациях и на некоторое время. Он ценен при гибком и очень дозированном использовании.
Что же касается ролей, которые важно осваивать и осуществлять современному педагогу, то они связаны со смещением «центра тяжести» в системе традиционного обучения с учителя на ученика. Учитель здесь — всего лишь посредник между учеником и знаниями, выполняющий координационную работу. Его позиция — «рядом с учеником». Стиль общения педагога с ребенком — сотрудничество.
Педагоги создают коллаборативную среду на уроках, помогают сформулировать цели и задачи, стоящие перед группой учеников или перед каждым учащимся в отдельности, а далее создает свободную и непринужденную атмосферу, которая будет стимулировать учеников к решению проблем.
Учитель-фасилитатор разделяет с другими – учащимися и родителями – ответственность за процесс учения и предоставляет в качестве ресурсов учения как самого себя и свой собственный опыт, так и опыт, заимствуемый из книг, других учебных материалов или из жизни социальной общности. Меняется характер заданий.
Таким образом, фасилитатор создает ситуацию успеха– готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на последующих этапах обучения, формирует коммуникативные компетенции у обучающихся. Если все это соблюдено, то можно с уверенностью говорить о том, что урок отвечает всем принципам обучения: научности, наглядности, систематичности, доступности, активности. Постепенно внедряется диалогическое обучение на уроках.
Ключевыми технологическими умениями являются:
- развитие у учеников самостоятельности (содержательной и исполнительской);
- признание автономии и прав личности ученика;
- восприятие ученика как партнера со своим внутренним миром; апеллирование к сознанию; открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;
- фасилитационная организация пространства общения
Т.О., Основная формула школы выглядит так:
УДОВОЛЬСТВИЕ + СВОБОДА = УСПЕХ
Для ребенка чрезвычайно важно как можно раньше добиться УСПЕХА и ПРИЗНАНИЯ. Без УСПЕХА дети теряют веру в себя, поэтому в школе необходима общая установка на творческий успех. Весь ход учебного процесса должен мотивировать детей на достижение творческого успеха. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик имел свою зону успешности: ребенок должен быть успешен либо непосредственно в учебной деятельности – на уроке, при выполнении домашних заданий, контрольных работ и т.д., либо при выполнении самостоятельных творческих работ, либо при выступлении на внешних мероприятиях. Учителям необходимо всячески приветствовать, поддерживать и стимулировать (в том числе и оценками в журнале!) успехи детей в творческих работах, успехи на олимпиадах, интеллектуальных марафонах, математических регатах и т.д. Успех ученика в любом внешнем мероприятии – это успех его учителя!
Таким образом, эффективное педагогическое взаимодействие можно рассматривать как процесс общения учителя с учащимися, в котором закрепляются и развиваются позитивные межличностные отношения, способствующие личностному росту обеих взаимодействующих сторон.
Решая проблему педагогического взаимодействия, необходимо помнить слова педагога Е.Н.Ильина: «Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно».
Асия Нугмановна Сыздыкова,
заместитель директора
по научно-методической работе
ГУ «Школа-гимназия №14 г Астаны»