СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ  

 

 Ключевые слова: образование, педагогика, креативность, критическое мышление, индивидуальность, дифференцированность, оценивание.

На сегодняшний день к современному уроку очень большие требования, а тем более к такому предмету, как химия. Ведь наука не стоит на месте, а с каждым днем появляются новые открытия и уже детей сегодняшнего поколения, мы вряд ли сможем удивить уроком без эксперимента, а также без активных методов обучения.

Использование различных активных методов обучения мы можем охарактеризовать, как комплекс методов, который обеспечивает активность учащихся, а также разнообразие их мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебной темы.

Особенности активного обучения:

  • Принуждение к активизации мышления, когда ученик должен быть инициативным независимо от его желания;
  • Довольно продолжительное время втягивания учащихся в учебный процесс, так как их активность должна быть не короткой и эпизодической, а в большой мере стабильной и долгой (т.е. в течение всего урока);
  • Самостоятельное созидательное формирование решений, увеличенный уровень мотивации и эмоциональности учеников.

Современные методы обучения основываются на:

  • Практической направленности;
  • Игровом форме и творческом характере занятия;
  • Интерактивности;
  • Многообразных коммуникациях;
  • Употреблении познаний и навыков учащихся;
  • Групповой форме организации их работы;
  • Вовлечении в процесс всех органов чувств;
  • Личностно-ориентированном подходе к обучению;
  • Рефлексии.

При подборе активных методов для занятия требуется следовать ряду критерий, а собственно:

  • целям и принципам обучения;
  • содержанию постигаемой темы;
  • потенциал учеников: возраст, психологическое развитие, уровень образования и развития и т.д.
  • условия и время, отведенное на изучение;
  • возможности учителя: его опыт, желания, уровень профессионального мастерства, личные качества.

Такие методы, результативно и прочно поддерживают урок, задают необходимый ритм, обеспечивает рабочий настрой и важную атмосферу в классе.

                        

В усвоении предмета химии существуют определенные особенности использования активных методов, которые преподавателю следует иметь в виду. Самое главное, данное причисляется к применению химического эксперимента, обширно используемого в школе в разнообразных формах. Эксперимент может занимать огромное количество времени для подготовки и проведения, но только тогда можно будет достигнуть ожидаемый педагогический эффект. В этом следует учесть и свой опыт работы, и опыт других коллег. Если педагог свободно обладает химическим экспериментом и постоянно использует его на уроке для усвоения учащимися знаний и навыков, то ученики будут с большим интересом постигать химию. При отсутствии химического эксперимента на уроках химии багаж знаний учащихся будет приобретать формальный оттенок и резко начнет падать интерес к предмету.

                     

Если раньше, традиционно структура урока выглядела так:

  • изучение нового материала
  • закрепление пройденного
  • контроль и оценка знаний
  • домашнее задание
  • обобщение и систематизация знаний,

то сегодня современный урок выглядит так:

  • организационный блок  (постановка темы и целей урока, объявление ожидаемых от ученика результатов, критерий успеха урока)
  • мотивационный блок (проведение эксперимента, просмотр видео)
  • информационный блок (работа с учебником, схемами, диаграммами, с ЭОР-ами)
  • аналитический блок (обобщение, обсуждение, сравнение)
  • оценочный блок (оценивание, самооценка, взаимооценка)
  • рефлексивный блок (отношение к уроку, выделение трудностей, присвоение опыта).

Подводя итоги, широкое внедрение активных методов обучения в современный школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.

Наверное многие коллеги согласятся, что особо важное место в структуре урока занимает мотивационный блок, ведь от того как ученик смотивирован, зависит насколько хорошо он усвоит необходимую информацию. И задача учителя сегодня направить ученика так, чтобы он не только стремился сам усвоить информацию, но и смог применить потом эти знания в жизни, ведь иначе теряется смысл обучения.

 

Харисова Алеся Ринатовна,

преподаватель химии НИШ ФМН,

 г. Шымкент

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.