Ключевые слова: образование, педагогика, креативность, критическое мышление, индивидуальность, дифференцированность, оценивание.
На сегодняшний день к современному уроку очень большие требования, а тем более к такому предмету, как химия. Ведь наука не стоит на месте, а с каждым днем появляются новые открытия и уже детей сегодняшнего поколения, мы вряд ли сможем удивить уроком без эксперимента, а также без активных методов обучения.
Использование различных активных методов обучения мы можем охарактеризовать, как комплекс методов, который обеспечивает активность учащихся, а также разнообразие их мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебной темы.
Особенности активного обучения:
- Принуждение к активизации мышления, когда ученик должен быть инициативным независимо от его желания;
- Довольно продолжительное время втягивания учащихся в учебный процесс, так как их активность должна быть не короткой и эпизодической, а в большой мере стабильной и долгой (т.е. в течение всего урока);
- Самостоятельное созидательное формирование решений, увеличенный уровень мотивации и эмоциональности учеников.
Современные методы обучения основываются на:
- Практической направленности;
- Игровом форме и творческом характере занятия;
- Интерактивности;
- Многообразных коммуникациях;
- Употреблении познаний и навыков учащихся;
- Групповой форме организации их работы;
- Вовлечении в процесс всех органов чувств;
- Личностно-ориентированном подходе к обучению;
- Рефлексии.
При подборе активных методов для занятия требуется следовать ряду критерий, а собственно:
- целям и принципам обучения;
- содержанию постигаемой темы;
- потенциал учеников: возраст, психологическое развитие, уровень образования и развития и т.д.
- условия и время, отведенное на изучение;
- возможности учителя: его опыт, желания, уровень профессионального мастерства, личные качества.
Такие методы, результативно и прочно поддерживают урок, задают необходимый ритм, обеспечивает рабочий настрой и важную атмосферу в классе.
В усвоении предмета химии существуют определенные особенности использования активных методов, которые преподавателю следует иметь в виду. Самое главное, данное причисляется к применению химического эксперимента, обширно используемого в школе в разнообразных формах. Эксперимент может занимать огромное количество времени для подготовки и проведения, но только тогда можно будет достигнуть ожидаемый педагогический эффект. В этом следует учесть и свой опыт работы, и опыт других коллег. Если педагог свободно обладает химическим экспериментом и постоянно использует его на уроке для усвоения учащимися знаний и навыков, то ученики будут с большим интересом постигать химию. При отсутствии химического эксперимента на уроках химии багаж знаний учащихся будет приобретать формальный оттенок и резко начнет падать интерес к предмету.
Если раньше, традиционно структура урока выглядела так:
- изучение нового материала
- закрепление пройденного
- контроль и оценка знаний
- домашнее задание
- обобщение и систематизация знаний,
то сегодня современный урок выглядит так:
- организационный блок (постановка темы и целей урока, объявление ожидаемых от ученика результатов, критерий успеха урока)
- мотивационный блок (проведение эксперимента, просмотр видео)
- информационный блок (работа с учебником, схемами, диаграммами, с ЭОР-ами)
- аналитический блок (обобщение, обсуждение, сравнение)
- оценочный блок (оценивание, самооценка, взаимооценка)
- рефлексивный блок (отношение к уроку, выделение трудностей, присвоение опыта).
Подводя итоги, широкое внедрение активных методов обучения в современный школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.
Наверное многие коллеги согласятся, что особо важное место в структуре урока занимает мотивационный блок, ведь от того как ученик смотивирован, зависит насколько хорошо он усвоит необходимую информацию. И задача учителя сегодня направить ученика так, чтобы он не только стремился сам усвоить информацию, но и смог применить потом эти знания в жизни, ведь иначе теряется смысл обучения.
Харисова Алеся Ринатовна,
преподаватель химии НИШ ФМН,
г. Шымкент