Лексическая тема: Путешествие по родному краю.
Цели урока:
— закрепить и углубить знания, умения и навыки о ССП,
выделять ССП с соединительными, противительными и
разделительными союзами. Составлять их схемы, ставить в них
знаки препинания и использовать такие предложения в речи;
— воспитать любовь и бережное отношение к природе;
— научить работать в одной команде.
Вид урока: Урок – путешествие
Наглядность: интерактивная доска, слайды, раздаточный материал.
Тип урока: повторение, закрепление изученного материала
Форма урока: беседа, групповая работа, взаимопроверка.
Ход урока:
Ты видишь простор бесконечно степной,
Как шалью, покрыт бесконечной травой
Здесь горы до неба, медовые реки –
Я сын твой, Отчизна, рожденный тобой.
М. Жумабаев
Вступительное слово учителя: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы — туристы и краеведы. Будем вместе покорять высокую вершину, название которой — ССП. Запишем его полностью – Сложносочиненное предложение . Естественно, любое путешествие сопровождается трудностями, и у нас они тоже будут. Но мы также очень хорошо знаем, что с помощью знаний мы сможем преодолеть любые препятствия. Чтобы легче было преодолевать любые расстояния, мы станем одной командой и будем помогать друг другу. Первым делом проверим снаряжение.
( Команда отвечает на вопросы, вопросы под туристическим снаряжением)
- Назовите типы предложений?
- Какие предложения называются сложными?
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Назовите сочинительные союзы.
- На какие группы делятся ССП по союзам и по значению?
Учитель: Снаряжение мы проверили и теперь в путь.
Вот мы и подошли к первому препятствию «Переправа».
Первое правило:
— Правильно вести себя при переправе:
( вспоминаем порядок разбора ССП):
- Прочитать предложение.
- Определить, какое это предложение по структуре.
- Указать, сколько в нем простых предложений.
- Прочитать каждое простое предложение. Выделить грамматическую основу предложения.
- Указать союз и его разряд.
- Составить графическую схему предложения.
- Мы направились в сторону гор, но путь нам преградила полноводная река.
- Горы были сожжены солнцем, и высоко в небе парили орлы.
Учитель: А теперь нам предстоит взять первую высоту – записать предложения, вставив подходящие по смыслу союзы. Составить схемы предложений.
- Тучи рассеялись …выглянуло солнце.
- Туристы шли по горной тропе …внизу грохотала бурная река.
- Солнце еще за горами …верхушки сосен уже зажигаются от его первых лучей.
Учитель: Предлагаю отдохнуть, но не просто отдохнуть: Из простых предложений составить сложносочиненные, используя подходящие по смыслу союзы. Расставить знаки препинания.
- Была весна. Над городом плыли разноцветные облака.
- Вы ошиблись. Я неправильно понял.
Учитель: Один из самых ответственных моментов путешествия называется
«Туристическая каша». – указать, какое из предложений соответствует данной схеме, отметить сходство простых и сложных синтаксических конструкций:
… , И…
- Налетает ветер и уносит листья вдаль.
- Стал накрапывать дождь, а ребята не торопились домой.
- Бежит лесная тропинка и теряется в чаще.
- Бежит лесная тропинка, и над ней нависают деревья.
Работа с учебником. Текст
Учитель: Перед последним рывком к вершине, я предлагаю вам немного отдохнуть. Но отдыхать мы будем с пользой. Я предлагаю вам отгадать загадки и выделить грамматические основы предложений
- На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.(сом )
- Кто зимой спит,
А летом шумит? (река)
- Вырастает он в воде,
А дозревает он в котле. (рис )
- Стальной конек по белому полю бегает,
И за собой он черные следы оставляет. ( ручка )
- Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.( земляника )
Учитель: Итак, мы дошли до конечной запланированной цели. И чтобы твердо стоять на вершине, мы должны еще раз подтвердить свои силы и знания.
Тест
- Укажите сложное предложение
А) Земля, вода и лес покрыты снегом.
В) Морского конька трудно разглядеть среди зелени и травы.
С) Медведица всю зиму ничего не ест, а своих маленьких медвежат кормит молоком.
- Найдите сложносочинённое предложение
А) Волшебная осень парков.
В) Летом степь выгорает, и трава становится жёлтой.
С) Братья пошли на рыбалку.
3.Найдите соединительные союзы
А) а,зато, однако, же
В) тоже, также, ни-ни
С) или, либо, то ли- то ли
- Найдите сложное предложение
А) Всё вокруг было белым.
В) Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами.
С) После дождя наступила тишина, а вдалеке сияла радуга
- В каком разделе языкознания изучается словосочетание и предложение
А) Морфология
В) Синтаксис
С) Фонетика
- Найдите разделительные союзы
А) а, зато, однако, же
В) тоже, также, ни-ни
С) или, либо, то ли- то ли
- Найдите простое предложение с однородными членами предложения
А) Степь — это огромная равнина, покрытая густыми травами.
В) В нашем доме живёт одинокая старушка.
С) Земля, вода и лес покрыты снегом.
- Найдите ССП с соединительными союзами.
А) Всходило солнце, и вершины сосен вспыхивали багряными кострами.
В) Слышны шаги запоздалых прохожих.
С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
- Найдите противительные союзы
А) а, зато, однако, же
В) тоже, также, ни-ни
С) или, либо, то ли- то ли
- Найдите простое предложение
А) Без стука распахнулась дверь, и в комнату вошла девушка.
В) К счастью, в этот день погода была тихая.
С) Уже давно рассвело, а лампа в его комнате всё горело.
Учитель: Как вы думаете, почему эпиграфом нашего урока мы взяли эти строки
Ты видишь простор бесконечно степной,
Как шалью, покрыт бесконечной травой.
Здесь горы до неба , медовые реки —
Я сын твой, Отчизна, рожденный тобой. М. Жумабаев.
— Да, правильно, ребята . ведь под каждым этим словом может подписаться любой из нас, который горячо любит свой край и является патриотом своей Родины , своей земли.
Обычно туристы с большой пользой для себя и для других возвращаются из любых поездок. И я надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром, что у вас появились новые идеи и цель совершать путешествия по родной стране.
Завершая этот урок, хочу пожелать и дальше подниматься на высоты знаний, работая в одной команде и поддерживая друг друга. В добрый путь
Учитель. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Домашнее задание: Написать эссе на тему: « Мой родной край » (с использованием ССП)
Кабдылшарипова Айгуль Муратбековна
Астана қаласы №78 мектеп-гимназия
Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі