Home » Ашық сабақтар » Сложносочинённые предложения (9 класс)

Сложносочинённые предложения (9 класс)

 

Лексическая тема: Путешествие по родному краю.

Цели урока:

— закрепить и углубить знания, умения и навыки о ССП,

выделять ССП с соединительными, противительными и

разделительными союзами. Составлять их схемы, ставить в них

знаки препинания и использовать такие предложения в речи;

— воспитать любовь и бережное отношение к природе;

— научить работать в одной команде.

Вид урока: Урок – путешествие

Наглядность: интерактивная доска, слайды, раздаточный материал.

Тип урока: повторение, закрепление изученного материала

Форма урока: беседа, групповая работа, взаимопроверка.

Ход урока:

Ты видишь простор бесконечно степной,

Как шалью, покрыт бесконечной травой

Здесь горы до неба, медовые реки –

Я сын твой, Отчизна, рожденный тобой.

М. Жумабаев

Вступительное слово учителя: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы — туристы и краеведы. Будем вместе покорять высокую вершину, название которой — ССП. Запишем его полностью – Сложносочиненное предложение . Естественно, любое путешествие сопровождается трудностями, и у нас они тоже будут. Но мы также очень хорошо знаем, что с помощью знаний мы сможем преодолеть любые препятствия. Чтобы легче было преодолевать любые расстояния, мы станем одной командой и будем помогать друг другу. Первым делом проверим снаряжение.

( Команда отвечает на вопросы, вопросы под туристическим снаряжением)

  1. Назовите типы предложений?
  2. Какие предложения называются сложными?
  3. На какие группы делятся сложные предложения?
  4. Какие предложения называются сложносочиненными?
  5. Назовите сочинительные союзы.
  6. На какие группы делятся ССП по союзам и по значению?

Учитель: Снаряжение мы проверили и теперь в путь.

Вот мы и подошли к первому препятствию «Переправа».

Первое правило:

— Правильно вести себя при переправе:

( вспоминаем порядок разбора ССП):

  1. Прочитать предложение.
  2. Определить, какое это предложение по структуре.
  3. Указать, сколько в нем простых предложений.
  4. Прочитать каждое простое предложение. Выделить грамматическую основу предложения.
  5. Указать союз и его разряд.
  6. Составить графическую схему предложения.

 

  1. Мы направились в сторону гор, но путь нам преградила полноводная река.
  2. Горы были сожжены солнцем, и высоко в небе парили орлы.

Учитель: А теперь нам предстоит взять первую высоту – записать предложения, вставив подходящие по смыслу союзы. Составить схемы предложений.

  1. Тучи рассеялись …выглянуло солнце.
  2. Туристы шли по горной тропе …внизу грохотала бурная река.
  3. Солнце еще за горами …верхушки сосен уже зажигаются от его первых лучей.

Учитель: Предлагаю отдохнуть, но не просто отдохнуть: Из простых предложений составить сложносочиненные, используя подходящие по смыслу союзы. Расставить знаки препинания.

  1. Была весна. Над городом плыли разноцветные облака.
  2. Вы ошиблись. Я неправильно понял.

 

Учитель: Один из самых ответственных моментов путешествия называется

«Туристическая каша». – указать, какое из предложений соответствует данной схеме, отметить сходство простых и сложных синтаксических конструкций:

… , И…

  1. Налетает ветер и уносит листья вдаль.
  2. Стал накрапывать дождь, а ребята не торопились домой.

 

  1. Бежит лесная тропинка и теряется в чаще.
  2. Бежит лесная тропинка, и над ней нависают деревья.

Работа с учебником. Текст

Учитель: Перед последним рывком к вершине, я предлагаю вам немного отдохнуть. Но отдыхать мы будем с пользой. Я предлагаю вам отгадать загадки и выделить грамматические основы предложений

  1. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.(сом )

  1. Кто зимой спит,

А летом шумит? (река)

  1. Вырастает он в воде,

А дозревает он в котле. (рис )

  1. Стальной конек по белому полю бегает,

И за собой он черные следы оставляет. ( ручка )

  1. Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.( земляника )

Учитель: Итак, мы дошли до конечной запланированной цели. И чтобы твердо стоять на вершине, мы должны еще раз подтвердить свои силы и знания.

Тест

  1. Укажите сложное предложение

А) Земля, вода и лес покрыты снегом.

В) Морского конька трудно разглядеть среди зелени и травы.

С) Медведица всю зиму ничего не ест, а своих маленьких медвежат кормит молоком.

  1. Найдите сложносочинённое предложение

А) Волшебная осень парков.

В) Летом степь выгорает, и трава становится жёлтой.

С) Братья пошли на рыбалку.

3.Найдите соединительные союзы

А) а,зато, однако, же

В) тоже, также, ни-ни

С) или, либо, то ли- то ли

  1. Найдите сложное предложение

А) Всё вокруг было белым.

В) Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами.

С) После дождя наступила тишина, а вдалеке сияла радуга

  1. В каком разделе языкознания изучается словосочетание и предложение

А) Морфология

В) Синтаксис

С) Фонетика

  1. Найдите разделительные союзы

А) а, зато, однако, же

В) тоже, также, ни-ни

С) или, либо, то ли- то ли

  1. Найдите простое предложение с однородными членами предложения

А) Степь — это огромная равнина, покрытая густыми травами.

В) В нашем доме живёт одинокая старушка.

С) Земля, вода и лес покрыты снегом.

  1. Найдите ССП с соединительными союзами.

А) Всходило солнце, и вершины сосен вспыхивали багряными кострами.

В) Слышны шаги запоздалых прохожих.

С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

  1. Найдите противительные союзы

А) а, зато, однако, же

В) тоже, также, ни-ни

С) или, либо, то ли- то ли

  1. Найдите простое предложение

А) Без стука распахнулась дверь, и в комнату вошла девушка.

В) К счастью, в этот день погода была тихая.

С) Уже давно рассвело, а лампа в его комнате всё горело.

Учитель: Как вы думаете, почему эпиграфом нашего урока мы взяли эти строки

Ты видишь простор бесконечно степной,

Как шалью, покрыт бесконечной травой.

Здесь горы до неба , медовые реки —

Я сын твой, Отчизна, рожденный тобой. М. Жумабаев.

— Да, правильно, ребята . ведь под каждым этим словом может подписаться любой из нас, который горячо любит свой край и является патриотом своей Родины , своей земли.

Обычно туристы с большой пользой для себя и для других возвращаются из любых поездок. И я надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром, что у вас появились новые идеи и цель совершать путешествия по родной стране.

Завершая этот урок, хочу пожелать и дальше подниматься на высоты знаний, работая в одной команде и поддерживая друг друга. В добрый путь

Учитель. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.

Домашнее задание: Написать эссе на тему:   « Мой родной край » (с использованием ССП)

 

Кабдылшарипова Айгуль Муратбековна

Астана қаласы №78 мектеп-гимназия

Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі

 

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.