Home » Бастауыш » Сказкотерапия –умная наука

Сказкотерапия –умная наука

Не бойся сказок.Бойся лжи.

А сказка? Сказка  не обманет.

Ребенку  сказку расскажи.

На свете правды больше станет.

   Валентин  Берестов

                      Есть еще немало людей, у которых термин «Сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как к «детскому» методу,познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение.

Метод сказкотерапии меня заинтересовал, и я стала применять этот метод у себя в группе.

В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия — один из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств.  Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Начала я свою работу с того, что было проведено анкетирование родителей, которое называется «Скорая» помощь в воспитании и развитии детей». Целью данной анкеты  является  выявление  специфики трудностей, которые возникают у родителей при воспитании и развитии детей. По результатам родительского анкетирования я поняла — вот она первая ступенька в использовании на практике метода сказкотерапии. По моему мнению, для решения этих задач именно метод сказкотерапии будет идеальным. Так как это метод для дошкольников – современное средство, широко используемое  педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов  развития и воспитания малышей. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок.

В своей работе с помощью сказкотерапии, я преследую следующие цели:

развитие гармонизации чувств у детей;

формирование способности рефлектировать свои чувства, формирование эмпатии, формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности,  принятия ответственности за свой выбор и действия «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной»;

способности контактировать с другими детьми;

развитие сенситвности к процессу преодоления трудностей.

   Учитывая вышесказанное, передо мной встал ряд разносторонних задач: профилактика и коррекция негативных тенденций социального развития дошкольников, формирование представлений дошкольника о жизненных явлениях и социальных нормах, обучение определению модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации, обогащение внутреннего мира детей, развитие речи.

И так что же такое сказкотерапия?

«Сказкотерапия» — понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» — это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих — средство передачи основных знаний о мире. Каждому ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осознавать и обдумывать сказки, вместе искать и находить сущность и жизненные уроки, понимать мораль сказки. И, в этом случае, сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Как осознавать сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки и расшифровывать мораль?

Сказкотерапия — терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное — возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке, способна развивать сокровища его души. Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).

Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.

Терапия – уход, забота, лечение.

В научно – педагогической литературе,  сказкотерапия — это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказами).

Цель метода сказкотерапии — активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, как метода.

Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

Другой подход, используемый мною в сказкотерапии считается менее директивным, поскольку он исходит из представления о том, что каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому главная цель сказкотерапии — помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. В данном случае создаётся особая атмосфера эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств (например, вводится правило не драться). Сказкотерапия в рамках этого направления проводится в форме групповых занятий с 3-6-ю детьми в течение одного-двух месяцев. При этом сказки создаются для всей группы в целом, поскольку считается, что каждый ребенок не похож на другого и воспринимает сказку по-своему, беря из нее только то, что актуально для него, созвучно его проблемам.

Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

На данный момент все поставленные мной цели не достигнуты и работа с детьми продолжается. Но уже видна перспектива эффективности метода. Дети, с которыми проводится работа стали более доброжелательными, активными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. Наблюдаются изменения в межличностных отношениях с взрослыми и сверстниками.

В дальнейшем я планирую, долгосрочный проект по сказкотерапии, где будет группа не только детская, но и родительская.

 

Ефремова Т. И.,

воспитатель 2 категорий,

ГККП детский сад «Балауса»

 ГУ «Отдел образования 

акимата Мендыкаринского района»

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.