Home » Балабақша » Сказкотерапия как средство развития и воспитания нравственных чувств у дошкольника

Сказкотерапия как средство развития и воспитания нравственных чувств у дошкольника

Дошкольное детство период охватывающий возраст с трех до шести, семи лет. Период имеющий несколько стадий развития, таких как возрастной кризис трех лет, социальное развитие, развитие коммуникативной, эмоциональной, когнитивной сферы, возрастные психические и физические изменения. Во время дошкольного детства происходит ряд определенных изменений в эмоциональной сфере ребенка, она усложняется и всячески обогащается.

Дошкольный возраст время, когда у ребенка происходит процесс самопознания, самоосознания. А также в данное время действия ребенка приобретают самостоятельный, осознанный, целесообразный характер. Развитие в дошкольном возрасте сопровождается появлением у детей новых мотивов, желаний, интересов и потребностей. Интенсивно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, возникают общественные мотивы, которые не связаны с достижением узколичных утилитарных целей. В период дошкольного детства ребенок осваивает высшие формы экспрессии – когда чувства выражаются при помощи мимики, интонации, пантомимики, это помогает ребенку «открыть» и понять переживания других людей.

Практическая психология имеет большое количество направлений, одним из которых является сказкотерапия, которое использует элементы сказок решающее целый ряд задач, таких как образование, коррекция поведения, воспитание и развитие личности.  Сказкотерапия раскрывает в ребенке эмоциональную энергию, и позволяют ему наиболее четко выражать свои эмоции. Сказки сопровождают человека всю его жизнь и в прямом и в переносном смысле, тем самым сказкотерапия прекрасно подходит как взрослым, так и детям.

Во время работы с детьми необходимо учитывать следующие моменты: ребенок должен иметь представления о существовании сказочной действительности, которая отлична от реальности. Обычно дети это начинают различать в 3,5 – 4 года.

Существует несколько правил, как организовать проведение сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

  1. Терапевтическая нагрузка отсутствует при обычном прочтении сказки, поэтому необходимо провести инсценировку, обыграть, провести анализ, подвести итоги и выводы по содержанию данной сказки.
  2. Содержание сказки и методические приемы, используемые вами должны соответствовать не только возрасту ребенка, но и его возможностям и потребностям, а также сказка по ее анализу должна полностью разрешать поставленные задачи.
  3. При знакомстве ребенка с содержанием сказки, с обучением правил поведения, с передачей знаний, которые несет в себе сказка, должна присутствовать спокойная, дружеская и искренняя обстановка.
  4. Знакомство со сказкой должно проходить «порционно», например, сначала знакомство с героями или просмотр иллюстраций, а затем можно описать поступки героев и проанализировать их. И только после этих действий необходимо выразить свое отношение к героям и определить правильность поведения.

Сказкотерапия содержит ряд определенных преимуществ по отношению к другим методам психологии:

Сказка, несущая в себе гармонию, способна передать ребенку возможность рассмотреть и преобразовать внутренний и внешний мир, который полон удивительных и красивых вещей.

Для самого психолога сказкотерапия играет важную роль в развитии творческого потенциала, дает возможность использовать техники других направлений в психологии (гештальт — психология, арт-терапия, психодрама).

Сказкотерапия способствует установлению крепкого контакта с ребенком, а также помогает психологу говорить с ребенком на его языке, используя язык сказочных метафор.

Сказкотерапия позволяет разрушить некий психологический барьер ребенка, при котором он не готов открыто озвучивать проблемы, беспокоящие его.

Сказка включает в себя выполнение трёх функций:

— Психотерапевтическую (коррекционную)

— Диагностическая функция

— Развивающую (профилактическую).

Сказка в роли диагностического инструмента способна выявить жизненный сценарий и стратегию поведения ребенка. Таким образом, можно выяснить, какая из сказок наиболее привлекательна малышу (золушка, хитрая лиса, Буратино, снегурочка и т.д.), и тем самым определить модель поведения, которая будет реализовываться в его жизни.

Обычно в целях диагностической работы ребенку можно предъявить следующую инструкцию: «Сочини, пожалуйста, любую сказку о мальчике (девочке), которому (которой) пять лет», «Сочини, пожалуйста, любую сказку». А далее провести анализ этой сказки. Ещё одним вариантом работы со сказкой является аппликация, в которой можно слепить, вырезать из бумаги, нарисовать сказку, а также сделать самостоятельно куклы по мотивам сказки.

Существует ряд методик способных с помощью сказок диагностировать различные детские проблемы: проективная методика Луизы Дюсс, САТ и т.д., а также сказка об Иванушке Виталии Лаврентьевой, которая выявляет страхи различных стихий.

В работе педагога-психолога применяются следующие виды сказок для детей дошкольного возраста:

— Развивающая (обучающая) сказка – способствует расширению познаний ребенка об окружающей среде, учит правильному поведению в зависимости от жизненной ситуации.

— Психологическая сказка – учит ребенка бороться со своими страхами вместе со сказочным героем, а также преодолевать неудачи, принимать их, приобретая уверенность в себе и своих силах.

— Художественная (народная) сказка – воспитывает духовно-нравственные чувства; чувства долга, сопереживания, сочувствия, взаимопомощи, взаимопонимания, доброту.

— Диагностическая сказка – позволяет выявить особенности характера ребенка, и тип его темперамента.

Сказка несет в себе роль познавательного и социально-развивающего инструмента, она способна передать ребенку этические и моральные нормы, правила поведения и опыт поколений, позволяет развивать воображение, речь, фантазию, внимание, память и мышление ребенка, расширить его кругозор. Также сказка представляет собой коррекционный и терапевтический инструмент, который расширяет границы сознания ребенка и его поведения, позволяет подобрать наиболее правильные и оптимальные решения разнообразных жизненных ситуаций, возвращает ребенку гармоничное самосознание.

Сказкотерапия может применяться также родителями дошкольников, способствуя укреплению эмоциональной связи, значимости в жизни друг друга, совместно найти решения проблем беспокоящих ребенка. Без сомнений родители способны сами стать «сказочниками», но для этого понадобится проявить всю свою фантазию и творческую натуру. С помощью метода сказкотерапии родители самостоятельно могут корректировать поведение ребенка, воспитывая в нем нравственные чувства.

Применение родителями и педагогами метода сказкотерапии позволит рассказать ребенку о таких качествах как добро, толерантность, вежливость и многое другое.   Покажет что такое «добро», что такое «зло». Сказкотерапия  способна раскрыть в ребенке огромное количество скрытых талантов, а также способна наделить ребенка уверенностью в решении различных задач.

Данчева Кристина Михайловна

                                                                                           педагог-психолог

                                                                                           КГКП «Ясли-сад №33 «Алтын бесік»

                                                                                           г. Караганда

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.