Люди не учатся, просто сидя в аудиториях, слушая преподавателя и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни. Графические организаторы позволяют предусмотреть письменное изложение рассуждений слушателей с последующей рефлексией. Учителя перестраивают свой опыт, осваивают новые знания и способы решения проблемных задач.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. При построении занятия на принципах критического мышления необходимо создать условия, чтобы каждый формулировал свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Слушатели должны иметь достаточно свободы, чтобы думать и самостоятельно решать возникающие проблемы.
Работаю в рамках уровневых Программ пятый год и, казалось бы, можно брать ранее разработанные планы и использовать их при обучении новых групп, но допустить это не могу. Так как приходят другие люди и у них другой опыт. Поэтому, при постановке педагогических задач, ориентируюсь на слушателя как на активно развивающегося субъекта, имеющего свои мотивы и цели.
При разработке заданий для групп стараюсь, чтобы знания, получаемые в группе, слагались из предшествующего опыта участников и того личного опыта, который они получают, работая в группе, и рефлексии групповой работы по достижению поставленных целей. Думаю, что, таким образом, знания оказываются тесно увязанными с личной траекторией, а также с индивидуальной и групповой практикой участников тренинга. Результатом своей работы предполагаю панорамное видение учителем вносимых изменений в методическую систему обучения с прогнозированием последствий и способностью оценить их эффективность. Так же в ходе групповой работы идет постоянная работа с информацией образовательной платформы Программы, в процессе которой у педагогов формируются теоретические знания. Трудность для меня, как для тренера, состоит в том, чтобы не вернуться к стереотипу простой передачи знаний. Поэтому занятия строю на основе деятельностного подхода, предусматривая время для индивидуального осмысления материала и обсуждения в группах. При индивидуальном осмыслении процесс мышления остается невидимым для окружающих, а для меня, как для тренера, важно в
данный момент установить обратную связь. И в этом большую помощь мне оказывают графические организаторы.
Под графическим организатором понимается визуальная или графическая демонстрация отношений между фактами, терминами, понятиями или идеями согласно конкретному учебному заданию. Иногда графические организаторы называют понятийными картами, когнитивными организаторами, концептуальными диаграммами и т.п.
Любой фотограф знает, что рамка фотоаппарата помогает зафиксировать и упорядочить образ, без неё картинка была бы беспорядочная. И любой строитель знает, что каркас здания фиксирует его цельность. Обе метафоры помогают осознать главную особенность мыслительных фреймов: они организуют мысль, но они не отвечают за процесс мышления.
Виды графических организаторов разнообразны, однако, большинство из них может использоваться для решения различных учебных задач при активном усвоении новой информации, что позволяет считать их гибким инструментом систематизации и структурирования информации.
При работе с текстом использую «Предложение-словосочетание-слово», «Цитата-комментарий к цитате», классификационные таблицы, они помогают управлять вниманием слушателей, развивать навыки критического мышления. Визуальная форма представления информации помогает слушателям показать то, что они знают, добавлять новую информацию, практиковаться в более высоком уровне аргументации. Однако, вначале своей практики тренера я их использовала для усвоения информации, но меня всегда беспокоила мысль, какие условия создать для проектирования идей в практическую деятельность? Подходящим сочла: «Важная мысль — спорная мысль – идея, которую хочу реализовать на практике».
При построении заданий для работы в группах нацеливаю участников на сопоставление личного опыта и умений участников группы работать с представленными теоретическими конструкциями, для того, чтобы они могли практически овладеть ими в дальнейшем.
Неосознанность цели порождает хаотичную деятельность с непрогнозируемыми результатами. Четыре вопроса направляют мою мысль и ведут фокусирование на процессе мышления:
1) Как я отношусь к содержанию, какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы слушатели поняли?
2) Какая схема поможет организовать материал и наполнить его смыслом?
3) Какой вид визуального организатора поможет слушателям обдумать содержание?
4) Какие проблемы следует выделить для активизации мышления слушателей?
5) Сколько времени отвести на индивидуальное восприятие материала?
Только лишь в случае чётких и понятных ответов на эти вопросы мы сможем разработать и внедрить методику обучения, направленную на развитие критического мышления слушателей.
Не всякая задача способствует развитию критического мышления, а только та, для решения которой имеющихся знаний и навыков недостаточно.
Работая над проектированием обновленной практики, установила несоответствие между знаниями и навыками, которые учителя имеют на данный момент и знаниями и навыками, которые необходимы для реализации проекта, как на этапе дистанционного обучения, так и в будущем. Так при работе с таблицей «Ценности, видение и стратегическое действие на практике», возникла проблема: некоторые учителя путали понятия «ценности» и «видение». Возникла потребность в критическом мышлении, так как мы столкнулись со сложной ситуацией выбора, требующей тщательного обдумывания и оценивания. От меня потребовалось восполнить недостающие знания, и я предусмотрела работу с текстом Сластенина В.А. «Понятие о педагогических ценностях и их классификация». Установив обратную связь через дневники, определила, что уменьшилось количество тех, кто путает эти понятия, однако для 35 % учителей трудностью оказалось определение того, какими хотели бы видеть изменения. Выход из проблемы нашла в использовании стратегии ПОПС (положение-обоснование-пример-суждение) Именно работая по этой стратегии, слушатели, рассуждая, выбирают ситуацию, взвешивают имеющуюся о ней информацию, которая может иметь определенное значение или влияние, рассматривают ее со стороны своего опыта, полагаясь на свою сообразительность и интуицию, и затем принимают решение. Процесс рассуждения нестандартен, нешаблонен, отсутствует готовый образец решения, и это является характерной особенностью критического мышления.
От высказывания простых оценочных суждений и элементарной аргументации слушателей переходим к ответственному способу мышления – умению осуществлять многофакторный анализ. И в данном случае на помощь приходит Диаграмма Исикавы. Так при анализе модели «Развивающей среды» поставила задачу: выявить как можно большее количество факторов и условий, влияющих на ход процесса. Впоследствии предложила определить условия, при которых первоначально пренебрежимый фактор приобретает значимость, а первоначально значимый – теряет её. Такой анализ позволил выявить существенные связи в организации учебно-воспитательного процесса и думаю, что в дальнейшем учителя смогут целесообразно повлиять на него.
Люди не учатся, просто сидя в аудиториях и слушая преподавателя, вспоминая подготовленные задания и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни. Именно графические организаторы позволяют предусмотреть письменное изложение рассуждений слушателей с последующей рефлексией.
Следствием обучения через критическое мышление стали личностные изменения слушателей: учителя перестраивают свой опыт, осваивают новые знания и способы решения проблемных задач, что находит отражение в их практической деятельности.
Литература
1. Громыко Ю.В., Либерман А.А., Репина О.К. Проблемы и перспективы развития системы Эльконина-Давыдова // Журнал «Вопросы психологии», 2002. №1. с.141-147.
2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? http://rus.1september.ru/
3. Коржуев А.В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Журнал «Педагогика», 2002. №1. с. 18–22.
4. Липман М. Рефлексивная модель практики образования, 1991. URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/deti/ch2.html
5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 168 с.
Т. Саблукова,
и.о. руководителя ЦУП филиала АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по ВКО