Home » Білім және өнер » Развитие функциональной грамотности через интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Развитие функциональной грамотности через интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В данное время развития Казахстана обозначил четкие новые приоритеты в области школьного образования, которые соответствуют мировым тенденциям. Мировая конкурентоспособность требует построение общества, в котором основными функциональными качествами являются способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, инициативность, полученные знания использовать в жизни. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Функциональной грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. В современном обществе функциональная грамотность касается всех слоев общества, и каким образом становится частью культурности человека.

Функциональная безграмотность – это умение не пользоваться знаниями для получения информации, общения и самовыражения. Основные признаки функциональной безграмотности – невразумительность речи устной и речи письменной, неспособность осмысленно прочитать простой текст, выполнить простейшие арифметические действия, например, проверить кассовый чек магазина.

На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит задача не просто научить ребенка читать и писать, но и развить способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, а также в целях передачи такой информации в реальном общении, т.е развивать навыки слушания, говорения, чтения и письма. Через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

На уроках русского языка и литературы формируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач: читать и воспринимать на слух, уметь извлекать информацию из разных источников, учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета, создания ситуаций свободного

использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста для целей передачи информации в новых ситуациях, Важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Основными принципами организации учебного процесса является:

* учебная программа должна учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии;

* учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

Условия обучения на уроках русского языка и литературы:

* обучение носит деятельностный характер;

* учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

* используются продуктивные формы групповой работы

Например, на уроках русской литературы по теме «М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Образ Печорина» для развития чтения, осмысления и говорения очень важны использование новых технологий и органайзеров. Можно провести групповую, парную и индивидуальную работу.

1-группа. Краткое содержание романа (работают по органайзеру «Карта истории», составляют по иллюстрациям линию времени)

2-группа. Образ Печорина. Анализируют образ Печорина (дают характеристику по органайзеру «Персонаж на стене»)

3-группа работает по выявлению темы и идеи романа (работают по органайзеру «Рыбья кость»). В чем причина такого характера Печорина.

Результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке русского языка и литературы: комплексная работа с текстом; лингвистический анализ текста; тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; лексические разминки; сочинения-рассуждения; мини-изложения и мини- сочинения; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; сравнение двух текстов; коммуникативные и игровые ситуации.

Кушниязова Р.К.
Гимназия №67
г. Астана

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.