Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений.
Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Для этого необходимы условия: создание оптимальных условий, способствующих более успешному развитию речи учащихся.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь школьника – показатель его умственного развития.
В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию речи):
-развернутые ответы на вопросы;
-диалоги – пересказы и т.д.
Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.
С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью.
При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения.
Другим эффективным средством развития речи учащихся является использование пословиц и поговорок.
Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки.
Игровая технология в начальной школе является приоритетной.
Наиболее распространенными приемами работы с текстом являются:
— Словесное рисование;
— «Выворачивание сказки наизнанку» и т.д.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным. В современных условиях при широком внедрении информационно-коммуникационных технологий на первый план выступает одна из актуальных проблем развития младшего школьника — это уровень развития речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.
Использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.
Выренкова Юлия Юрьевна,
ГУ Средняя общеобразовательная школа № 43,
г. Павлодар
Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений.
Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Для этого необходимы условия: создание оптимальных условий, способствующих более успешному развитию речи учащихся.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь школьника – показатель его умственного развития.
В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию речи):
-развернутые ответы на вопросы;
-диалоги – пересказы и т.д.
Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.
С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью.
При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения.
Другим эффективным средством развития речи учащихся является использование пословиц и поговорок.
Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки.
Игровая технология в начальной школе является приоритетной.
Наиболее распространенными приемами работы с текстом являются:
— Словесное рисование;
— «Выворачивание сказки наизнанку» и т.д.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным. В современных условиях при широком внедрении информационно-коммуникационных технологий на первый план выступает одна из актуальных проблем развития младшего школьника — это уровень развития речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.
Использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.
Выренкова Юлия Юрьевна,
ГУ Средняя общеобразовательная школа № 43,
г. Павлодар