Home » Баяндамалар » Повышение профессионального уровня педагогов и обмен передовыми идеями на основе зарубежной и отечественной практики

Повышение профессионального уровня педагогов и обмен передовыми идеями на основе зарубежной и отечественной практики

В условиях глобализации, индустриально-инновационного и информационного развития образование во многом определяет личное благополучие граждан и общества в целом, становления «экономики знаний», повышения конкурентоспособности государства на мировом рынке. Это требует освоения педагогами новых функций и нового содержания образования, поиска и внедрения прогрессивных технологий и гибких организационных форм, нахождения эффективных способов индивидуального подхода к воспитанию. Они активизируют познавательную деятельность, индивидуальный характер обучения, формируют необходимый уровень информационной культуры. Поэтому повышение профессионального уровня педагогов зависит не только от отечественных учителей с передовым педагогическим опытом, но и обмен с зарубежными. Для  педагогической системы современного казахстанского образования растет потребность в зарубежном педагогическом опыте, построенном на принципах признания самопознания учащегося, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий.

Современный человек должен быть готов адаптироваться к новым производственным технологиям, новым возможностям передачи и использования информации, функциональным изменениям в трудовой и деловой жизни, единству и многообразию культуры, консолидаций усилий в преодолении межэтнической напряженности  и социальных конфликтов.

Для профессионального развития и самообразования учителю полезен зарубежный педагогический опыт России, Голландии, Германии, Франции, Сингапура, Финляндии и ряда других стран. Достижения зарубежных школ выступают не в качестве прямого копирования или подражания, либо заимствования, они рассматриваются в качестве критически воспринимаемых ориентиров, стимулирующее к соответствующему развитию отечественных педагогов.

Глобализация образования расширяет возможность изучения обмена накопленным педагогическим опытом учителей, которые вызывает интерес у наших учителей.

Педагогический опыт – это система педагогических знаний, умений и навыков, способов осуществления творческой педагогической деятельности, эмоционально-ценностных отношений, получаемых в процессе практической учебно-воспитательной работы. Педагогический  опыт может быть массовым и передовым.  Передовой  педагогический опыт формируется на основе массового благодаря овладенью объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский).

Новаторский опыт – опыт, который вводит и реализовывает  новые прогрессивные идеи, определяет новые пути решения отдельных и общих педагогических задач, использует новые формы, методы, приемы, системы деятельности до сих пор не известны педагогам. Наука и школа практикуют формы, методы  и приемы  В.Ф.Шаталова,  Е.Н.Ильина, Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, Л.И.Занкова, А.М.Новикова, Б.С.Гершунского, Л.В.Выготского, А.В.Хуторского, А.А.Бодалева, Н.В.Кузьмина, А.И.Вербицкого, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, Н.М.Уварова, А.Г.Асмолова, С.Л.Рубинштейна и других педагогов-новаторов. Опираясь на методологические положения, казахстанские ученые наряду с общепедагогическими проблемами разрабатывали и дидактические. В Казахстане ученые-педагоги Д.Т.Турсынов, К.Аймагамбетова, Б.З.Акназаров, А.М.Дайырова, Е.Кожахметов, А.И.Кошимбаев, Г.Мейрамов, Г.А.Уманов, К.К.Жампеисова, Т.Турлугулов, М.А.Кудайкулов, Э.И.Шыныбекова, А.А. Бейсенбаева, Т.Мусакулов, К.Бозжанова, К.Жунусова, Р.Г.Лемберг и многие другие исследовали проблемы развития образования.

Педагогические новшества или инновации определяются с помощью критериев, подтверждающих эффективность того или иного новшества. Учитель, имеющий опыт исследования по педагогике, определяют следующие критерии передового педагогического опыта:

  1. Актуальность – опыт, направлен на решении важнейших проблем обучения, воспитания и развития учащегося.
  2. Оригинальность – формы, методы, приемы, средства или их системность, которые еще не применялись в условиях современной школы.
  3. Высокая эффективность – опыт, можно считать передовым только тогда, когда педагогом достигнуто высокие по сравнению с массовой практикой результаты обучения, воспитания и развития.
  4. Стабильный результат – обнаружение передового педагогического опыта характеризуется  стойкой эффективностью и стабильностью результатов в течение длительного времени, т.е. результат, который достигнут.
  5. Оптимальность – это затраты времени, усилий учителей и учащихся на достижение результатов, оптимальными являются те инновации, которые достигают высоких результатов при наименьшей физической, умственной и временной затрате.
  6. Возможность творческого применения передового педагогического опыта в массовой практике.

Создание условия для развития профессионального образования за счет реализации государственных и общественных механизмов управления качеством, доступностью и результативностью, подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда позволяет повысить эффективность среднего и высшего образования.

В 2015 году по Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, Центрм педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» прошли курсы Кембриджского подхода к преподаванию. Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, основанных на многолетнем практическом опыте, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях. Данная теория базируется на утверждение, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в группе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников или из интернет-ресурсов. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, студенте, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учащихся. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. В основе которой рассматриваются множество научных подходов американских педагогов-психологов: Хатти, Дьюи, Александера, Пиаже, Пажареса, Шульмана, Мерсера, Харриса, Бандура и многих других ученых.

Несмотря на наличие большого багажа инновационных методик, в отечественном педагогическом опыте отсутствует механизм, гарантирующий обязательное условие всеми учащимися, минимально необходимого объема содержания учебного материала, определенного ГОСО. Принципы  реформирования образования, диагностично заданная цель и обновленное содержание школьного образования требуют, чтобы методы, формы и средства обучения, применяемые в учебном процессе, максимально соответствовали не только типу урока, но и особенностям каждого этапа самостоятельного усвоения содержания новой темы, в зависимости от конкретной педагогической ситуации.

Для большинства учителей, в соответствии с их образованием и профессиональной подготовкой, естественны размышления о своей работе, именно  о применении рефлексивного принципа было введено в Западной Европе в 19-20 вв. Понятие «рефлексия» в переводе с латинского «обращение назад» — процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании. Рефлексия личности – как осмысление собственного опыта саморазвития. Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования. Рефлексивная культура характеризуется:

— готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;

— умениями обретать новые смыслы и ценности;

— умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;

-умениями ставить и решать неординарные практические задачи.

Некоторые приемы и стратегии учебной рефлексии, которые я довольно часто применяю на занятиях это из технологии «Критического мышления» элементы «Пятистишья» — «SINQWIEN», «INSERT», стикеры с набором рефлексивных вопросов, прием Эдвард де Боно: «Плюс-Минус-Интересно», «Шесть шляп мышления», «SWOT»- анализ, а также эссе. Эссе- небольшое (мини) сочинение, небольшого объема от полстраницы до полутора страниц в свободной форме, выражающее индивидуальные впечатления и соображения, т.е. собственный взгляд  по определенному вопросу или проблеме. Человек, обладающий рефлексивным стилем мышления, может ориентироваться в любых жизненных ситуациях. К особенностям, обеспечивающим достижение высокого уровня рефлексивного мышления, следует отнести развитую наблюдательность, т.е. способность к целеустремленному отражению предметов и явлений, их всестороннему анализу в соответствии поставленной целью.

Таким образом, реализуются развивающие и конструктивистские аспекты содержания, отсутствующие в условиях традиционного обучения. Обучение должно обеспечивать не только усвоение основ наук, но и быть воспитывающим, формирующим личность.

Используемая литература:

  1. Повышение эффективности среднего профессионального образования на основе зарубежного опыта. Марсов Н.Ю., Москва, 2013
  2. Педагогика и психология. Рефлексивное мышление как стратегия познавательной деятельности. А.Р.Садыкова.
  3. Руководство для тренера. НИШ, 2014

 

Танирбергенова Салимаш Калимулиновна,

 к.п.н. кафедра дизайн Актюбинского университета имени С.Баишева

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.