Home » Учебно-методические материалы » ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

           Наше стремительное время требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации, умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию, умения работать с различными видами заданий, способности осуществлять сотрудничество в совместной деятельности.
Педагогическая практика показывает, что с изменением современного мира меняется контингент учащихся. Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации.
Учителя 21 века, призваны развивать критическое мышление наших учащихся. Ученики должны иметь самомотивацию, и, как следствие, стремление и любознательность. Критическое мышление предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом.
Учащиеся, обладающие навыками критического мышления, будут саморегулируемыми, инициативными, творческими. Научаться демонстрировать и отстаивать свою точку зрения, находить свои оригинальные пути решения проблем. В условиях внедрения раннего обучения иностранным языкам, преподавание английского языка требует особых подходов, которые бы расширили познавательный интерес, осознано вовлекли учащихся в обучение.Стратегии и приемы этой технологии являются универсальными для различных предметных областей. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Технология критического мышления учит работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умению вырабатывать собственное мнение, находить выход из проблем; способности самостоятельно заниматься своим обучением; умению сотрудничать и работать в группе; способности выстраивать взаимоотношения с другими людьми. В данном контексте очень важным является формирование у учащихся мыслительных операций высокого уровня в соответствии с таксономией Блума.В школьном образовании с применением стратегий критического мышления меняется процесс преподавания: учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы и технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Цель современного учителя не давать знания в готовом виде, а направлять учащихся на достижение учебных целей. Для достижения поставленной цели выбор стратегий технологии критического мышления зависит от уровня обученности учащихся, места стратегии в уроке (его этапах), а также целесообразность в зависимости от типа урока.Такие стратегии и приемы как «Правда неправда», «Колесо», «Паутина», «Мозговой штурм», «Интервью», «Экспресс опрос», «Ромашка Блума», «Фишбоун» и другие активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают навык задавания вопросов, также помогают вовлечь в работу всех учащихся. Неотъемлемой частью урока становятся эмоциональные и психологические разминки: «Подари улыбку», «Похвали друг друга». Они позволяют ребятам проявить готовность к воображению и создают коллаборативную среду.

Наиболее эффективным является применение стратегий критического мышления при групповой работе. Применяя данную форму работы можно наблюдать, как растет не просто активность учащихся, а именно познавательная. Для достижения общей цели учащиеся ведут активный диалог, консультируются. Они взаимодействуют друг с другом, оценивают свои и чужие учебные возможности.

Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. – всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.
Применение стратегий критического мышления позволяет изменить качество заданий. Они развивают детскую фантазию и творчество, а главное — выполняют учебную цель: совершенствуются коммуникативные навыки учащихся. Значительным изменением, является абсолютное изменение количества фактов демонстрации собственных идей учениками. Применяя данные стратегии на уроках, мы затрагиваем не только когнитивный аспект, но и социальный и психологический, так как содействуем коллективной деятельности обучаемых, где развивается чувство ответственности за совместный продукт деятельности. Кроме того, способствуем формированию толерантности.
В современном мире становится, очевидно, что одним из главных навыков, которые необходимо формировать у детей при планировании и проведении уроков, являются навыки критического мышления. Неоспоримым является значимость атмосферы критического мышления в процессе обучения, нельзя допустить, чтоб такое важное изменение в поведении учеников было единичным случаем. Английский язык это предмет с неисчерпаемым потенциалом развития ученика, и главным инструментом является критическое мышление. И пытливый учитель всегда, на каждом уроке будет создавать ситуации, погружающие учеников в атмосферу критического мышления.

Урок должен быть интересен и по содержанию и по методам преподавания, чтобы у учащихся развивался устойчивый интерес к предмету и желание к саморазвитию, которое приведет к формированию критического мышления у обучаемых.

Учитель математики и физики

К. У. Кисикова 

ГУ «Основная общеобразовательная школа

№21 отдела образования акимата г.Костаная

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.