Home » Бастауыш » ПЕРВЫЙ ГОД РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРВЫЙ ГОД РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Позади год работы в первых классах по программе обновленного содержания образования. Беседуя в конце учебного года с Калижаровой З.Ж., учителем русского языка школы-лицея № 44 имени О. Бокея, узнала, что Зухра Жолдыбаевна в течение учебного года работала в пяти первых классах. Имея за плечами более 20 — летний стаж профессиональной деятельности, учитель высшей категории, вспоминает, что ей было очень страшно идти на свой первый урок в первых классах, потому что ни один учитель русского языка в школах с казахским языком обучения, не имел практики работы в первых классах. До осени 2016 года изучение предмета «русский язык» в школах с казахским языком обучения начиналось с третьего класса. Учителя приступали к обучению ребят, которые владели общеучебными навыками, умели читать, писать и понимали тебя. Калижарова З.Ж. рассказывает, что подготовка к работе с первоклассниками, началась с ознакомления родителей на собрании с требованиями Государственного стандарта образования РК-2015, который выдвигает конкретные цели к изучению русского языка в школах с казахским языком обучения:

  1. В полном объёме использовать коммуникативные функции русского языка.

2.Читать на русском языке.

  1. Воспринимать русскую речь на слух.
  2. Писать на русском языке.

Встречаясь с родителями, учитель не уставала повторять, что в современных условиях глобализации основная цель обучения русскому языку в школе с казахским языком обучения – это обучение общению на русском языке. Под общением понимается практическое использование языка.

«С первого учебного дня шел кропотливый труд по сбору дополнительного материала. Каждый вечер нужно было просматривать методическое руководство, учебники и дидактический материал, чтобы программный материал сделать доступным, увлекательным для всех ребят», — вспоминает Зухра Жолдыбаевна.

Каждый учитель, работающий в первом классе, должен был провести определенную работу по созданию методической копилки, в котором содержатся планы уроков, различные красочные картинки для раскраски, аудио и видео материалы по сквозным темам. В создании методической копилки, конечно, учителя обращались к порталу smk.nis.edu.kz, разработанному НИШ, также много интересной и полезной информации учитель мог взять с портала ipkvko.kz (раздел «Учебно-методическая литература»), где был представлен опыт учительницы Мукашевой Г.О., собравшей электронное учебное пособие «В помощь учителю 1 класса».

Не имея практики работы с первоклассниками, педагоги на каждом уроке обращались к аудиотекстам из Интернет — источников для прослушивания. Затем путем наводящих вопросов определяли с ребятами тему уроков и переходили к основной части урока. Практически каждый учитель понимал, что, чем необычнее будет организован этап вызова (начало) урока, тем нестандартнее будет организована деятельность учеников в ходе всего урока. Учеников первых классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков, поэтому часто на уроках включаются фрагменты «Уроков тетушки Совы». В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

В каждом классе встречаются ученики, которые легко усваивают материал, а так же есть ребята, которым это трудно дается. Есть учащиеся, которые быстро усваивают как лексический, так и грамматический материал, есть очень медлительные ребята, которым надо уделять больше времени как отработке произносительных навыков и интонированию, так и обучению навыкам последовательного соединения слов в предложения. Изучение интеллектуальных возможностей ребят показало, что большинство учащихся с большим интересом изучают русский язык. Можно выделить учащихся с высокой мотивацией, которые, зачастую, являются спикерами в команде. На уроках в течение учебного года удалось увидеть активность у 87% учеников классов. В основном, это ученики, которые пришли с мини — центров и детских садов. Есть ученики (15% класса), которые умеют конкретно ставить цель и последовательно добиваются ее достижения. 7-8 % дети слабо владеют языком и не прилагают усилия для преодоления своих трудностей. Для того чтобы повысить их учебную мотивацию учителя прибегают к элементам технологии критического мышления. Так, на уроке по теме «Приветствие» прослушали приветствие на трех языках, приводили примеры и показали, как здороваться с людьми престарелого возраста, взрослыми людьми и сверстниками. Просмотрели отрывок из мультфильма «Уроки тетушки совы». Такой подход позволил ученикам, слабо владеющим русским языком, реализовать себя на этапе демонстрации трехъязычия.

При изучении темы «Моя одежда» Зухра Жолдыбаевна предложила ученикам урок начать с составления мозаики, провела работу в парах и после этого учащиеся сами определили то, о чем будет идти речь на уроке. На следующих уроках они раскрасили разные виды одежды именно в те цвета, которые им нравятся и рассказали о своей любимой одежде.

Учителя помнят, что у учащихся младшего школьного возраста преобладает конкретно — образное мышление, поэтому при изучении темы «Домашние и дикие животные» используются игрушки (корова, конь, собака, овца, кошка, лев, заяц, медведь и другие). Освоение учебной темы через ролевые игры или игровую деятельность позволяет ученикам самим провести классификацию домашних и диких животных и назвать основания классификации.

Подводя итоги учебного года, учителя, работавшие в 1 классах, выявили проблемы. Во-первых, значительно затрудняет организацию взаимодействия работа в классах, где преобладают ребята, которые не ходили в детский сад или мини — центр. Во-вторых, есть учащиеся, у которых в семье говорят только на казахском языке. В-третьих, у некоторых учеников низкая мотивация учебной деятельности к предмету. В-четвертых, по мнению Зухры Жолдыбаевны, в учебнике содержится очень объемный материал для уровня учащихся младшего возраста, который порой ими не запоминается.

Сравнительно — сопоставительный анализ суммативных работ показал, что учащиеся стараются проявить свои знания. Наблюдается динамика увеличения активного словаря, употребления синтаксических конструкций, однако учащиеся допускают ошибки при аудировании, так как некоторые ученики плохо воспринимают тексты на слух. В некоторых классах ученики показали низкий уровень техники чтения. А так же есть ребята, у которых возникли проблемы при выполнении заданий на соотнесение картин. У некоторых учеников наблюдается низкий словарный запас. После суммативных работ проводится коррекционная индивидуальная работа. Исходя из результатов суммативных работ, учителя стремятся организовать на каждом уроке выполнение заданий на развитие коммуникативных навыков.

Также трудности возникли в связи с тем, что родители первого класса не приобрели рабочие тетради №1 и 2. Подводя итоги учебного года, когда и учителя, и ученики впервые осваивали обновленную программу по предмету, были выявлены проблемы:

  1. Незнание учащимися базовой лексики по сквозным темам.
  2. Непонимание звучащей речи учителя или аудиоматериала.
  3. Неумение составлять элементарные фразы по сквозным темам.
  4. Неумение употребить знакомый материал в новой ситуации.
  5. Пассивность на уроке, отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы.
  6. Постоянный переход на родной язык для обеспечения понимания информации всеми учащимися.

 

Калижарова З.Ж.,

 учитель русского языка КГУ

«Лицея №44 имени Оралхана Бокея»,

г.Усть-Каменогорск

Мамиева М.И.,

тренер курсов повышения квалификации

в рамках обновления содержания среднего образования,

старший преподаватель кафедры

«Управление и качество образования»

филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО,

г.Усть-Каменогорск

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.