Успешно решить проблемы нашего общества, сложного в экологическом, экономическом и духовно-моральном смысле, смогут люди, которые владеют новым мышлением, творческим подходом, принципиально иным складом личности. Жизнь требует появления свободного человека с чувством собственного достоинства, самостоятельного в принятии решений, способного нести ответственность за принятые решения.
Технология М. Монтессори является замечательным примером эффективной практической реализации идей свободного воспитания, одной из самых гуманистических педагогик, ставящих в центр ребенка, а взрослого — в положение наблюдателя и профессионального помощника в построении личности ребенка.
Педагогическая технология М.Монтессори, по всеобщему признанию, входит в десятку лучших педагогик мира. Во многих странах она считается элитарной педагогикой и стоит особняком среди всех остальных систем воспитания ребенка дошкольного возраста. Ее ценность обусловливается не только своеобразием целей, которые она себе ставит, ее серьезным биологическим образованием и значительностью педагогических достижений, получаемых при ее применении.
Ее любви к детям хватило на настоящий подвиг: она добилась результата там, где другие опустили руки, — смогла развить и обучить умственно отсталых детей.
Методика Монтессори – это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.
Центральный метод Монтессори – это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога.
Ребенок, согласно этой технологии не является слушателем, он активно приобретает знания, умения, навыки в ходе самостоятельной деятельности. Педагог становится посредником между ребенком и подготовленной средой, руководит доброжелательно и ненавязчиво, предоставляет необходимую помощь в интеллектуальном развитии.
Ребёнок, воспитывающийся по технологии М Монтессори будет владеть:
- новым мышлением,
- творческим подходом,
- принципиально иным складом личности,
- чувством собственного достоинства,
- умением самостоятельно принимать решения,
- способностью к применению освоенных знаний и умений с целью самореализации, саморазвития в различных сферах деятельности.
Система М.Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики, но и она не противоречит Государственному стандарту образования РК, целью которого является развитие личности ребенка, владеющего личностной культурой на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых от детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает свое воображение и творческие способности.
Для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни — детство. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего, в связи с этим педагогика М.Монтессори приобретает особую актуальность для казахстанского дошкольного образования.
Ионова С.П., старший преподаватель филиала
АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области