Home » Учебно-методические материалы » Патриотизм Ибрая Алтынсарина

Патриотизм Ибрая Алтынсарина

Чирков Борис Евгеньевич,
главный специалист отдела по связям
с общественностью и издательской деятельностью
ФАО «НЦПК  «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Определений патриотизма много, но это характеризует патриотизм И.Алтынсарина, ему мы отдали предпочтение: патриотизм — самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной, своей  укоренённости в её бытие, это целостное и потому неискоренимое отношение к Родине. Такой патриотизм и выступает делом совести, внутренним зовом и потребностью участвовать в решении судеб.

В чем истинность патриотизма? Истинность патриотизма в духовности.

Духовность — выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных ценностей:

-идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других»;

Следовательно, с категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. «Я каждый вечер, — пишет Президент Н.А. Назарбаев, — стараюсь ответить себе на важный вопрос: «Правильно ли прожит день?» Для меня, как для Президента, этот вопрос означает: «Все ли я делаю для того, чтобы сделать жизнь моих соотечественников лучше?» Это основа моего кредо».

Всю жизнь И.Алтынсарин спрашивал себя «Все ли я сделал для просвещения своего народа?»

Патриотизм И. Алтынсарина в служении делу просвещения. В письме к Н.И. Ильминскому он признаётся: «С какой бы радостью я полетел теперь на Родину служить!»

И.Алтынсарин, писал: «Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим сородичам насколько хватит моих сил».

Он писал много различных прошений, докладов, отчетов, в которых доказывал необходимость решения тех или иных вопросов образования.  Он не жалел в достижении своей цели на времени, ни сил: « Вот таскаюсь я по степям, выпрашивая денег у общества и разных общественных, уездных и областных властей».

Благодаря своей неустанной деятельности он создал систему образования в Казахстане. Ы. Алтынсарин открыл разные типы учебных заведений: шестилетние русско-казахские училища, учительскую школу, школу для детей русских поселян, первый вечерний класс. Он создал алфавит, учебники, издал их, книга стала доступной для детей.

Ы. Алтынсарин был уверен: «Школы — это главные пружины образования…на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность казахского народа».  Воспитанники русско- казахских школ, писал он, «пропитанные духом науки и здравого взгляда на вещи, повлияют и на весь народ». Он оказался прав, дело просвещения народа продолжили его ученики Спандияр Кубеев,  Бекет Уетлеуов, воспитавшие элиту прошлого века, основателей суверенного Казахстана. Патриотизм  И. Алтынсарина в заботе о лучшей доле, участи, образовании, будущем своего народа.

Поэтому Президент страны Н.А.Назарбаев в работе в «Потоке историй назвал его «первым апостолом народного просвещения Казахстана».

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.