Home » Учебно-методические материалы » Особенности влияния пальчиковых игр на развитие детей с детским церебральным параличом

Особенности влияния пальчиковых игр на развитие детей с детским церебральным параличом

                                                       С.А.  Тажибаева

                                                              Филиал КФ «UMC»

«Национальный центр детской

                                                              реабилитации», психолог,

г. Астана

 

Детский церебральный паралич за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевого недоразвития, нарушения слуха, зрения. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с появлением альтернативных учебных заведений, введением государственных стандартов на все виды образования, а самое главное – необходимостью создания специальных условий инклюзивного обучения детей с ДЦП. В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период считается игровая деятельность, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности.

Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями). Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка важное значение имеет движения пальцев и кистей рук.

Еще в глубокой древности были выработаны приемы, о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. На протяжении тысячелетий в Китае, Японии кропотливо собирали информацию об этих особых точках на теле человека. Отмечали, что не только воздействие на них оказывает оздоровительный эффект, но игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития мелкой моторики с развитием мозга.

В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Стоит отметит, что история существования пальчиковых игр исчисляется столетиями. Пальчиковые игры представляют собой культурное наследие разных народов мира. С малых лет детей учили играть в «Куырмаш», «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».

Но в наше время многие родители недостаточно серьезно осмысливают полезность пальчиковых упражнений. Видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма, как немаловажно для детей с детским церебральным параличом. Однако примеры использования пальчиковых игр это означает постоянное выполнение различных упражнений с вспомогательными приспособлениями. Так, в Китае широко распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

Особо хотелось бы выделить, что в нашем Национальном центре детской реабилитации коррекционные педагоги также широко используют различные методики по развитию мелкой моторики, как выше было сказано одно из них пальчиковые упражнения с разными по текстуре валиками, массажным шариком су джок, природным материалом и т.д.  У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

Пальчиковый театр.

Последовательность усложнения постановок для пальчикового театра представлена в его видах:

«Волшебные пальчики» — разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершающие «топающие» движение по горизонтальной поверхности (стол, лист бумаги и т.д.).

«Волшебные пальчики» целесообразно использовать в работе с младшими дошкольниками. Дети учатся выполнять движения указательным и средним пальчиками. Работа осуществляется только с одной рукой.

Театр пальчиков – собственно рассматриваемый в данном исследовании пальчиковый театр, в котором театральный сюжет разыгрывается посредством пальчиковых кукол. Театр пальчиков также возможно использовать в работе с младшими дошкольниками, но только с теми, у которых хорошо развиты такие показатели как кинетический и кинестетический праксис, динамический аспект движений и зрительно-моторная координация.

Знакомить детей с пальчиковым театром можно с 3 лет. В каждом заезде наши специалисты показывают, детям небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр ростовых кукол, театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят дети за персонажами в ярких и красочных костюмах, которые изготавливают наши специалисты Национального центра детской реабилитации. К концу заезда дети, накопив небольшой опыт, пытаются с организованной помощью взрослого участвовать в пальчиковом представлении. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять.

Интересный материал для занятий пальчиковыми играми представлен в книге А.Е. Белой «Пальчиковые игры», в которую включены игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструированием и др.

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а также речи, памяти, внимания, мимики детей и социализироваться в социуме. Пальчиковые игры можно использовать во время умывания, одевания и раздевания, в различных видах деятельности. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.

Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей не только для развития самой мелкой моторики, но и для развития психических функций: сенсорных и речевых. Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, но лучше, если активность пальцев ребенка будет представлена в структуре игры.

 

Литература.

  1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
  2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
  3. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
  4. Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковая гимнастика».

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.