Home » Ашық сабақтар » Оркестр казахских народных инструментов

Оркестр казахских народных инструментов

Цель: Познакомить учащихся с составом оркестра казахских народных инструментов.

Задачи: Сформировать понятие о группах струнных, струнно-смычковых, духовых, ударных инструментов.

Развивать умение слышать группы оркестра

Воспитывать интерес к народной музыке и традициям

Материальное обеспечение: CD-проигрыватель, CD-диски, иллюстрации казахских инструментов.

Межпредметные связи: казахский язык, литература, познание мира.

Ход урока

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.Начальная стадия урока «Вызов». Класс разделён на четыре группы. На доске вывешивается “Корзина идей и понятий”. Учащиеся слушают кюй “Сарыарка”

в оркестровом изложении. Учитель задаёт вопрос об услышанной музыке.

Учащиеся в тетрадях записывают свои идеи. Затем делятся идеями каждый в своей группе. Каждая группа по кругу называет какое-то сведение или факт.

Учитель составляет список идей и тезисно записывает их на доске в “корзине идей и понятий”.

  1. Вторая стадия урока “Осмысление”. Работа с информацией в динамических группах “Зигзаг”. Учащиеся работают с текстом, каждый сосредоточен на части со своим номером. Затем все первые номера садятся с первыми, вторые со вторыми и т.д. Формируются новые группы. Учащиеся в группах составляют рассказ по теме и выбирают представителя, который проведёт итоговую презентацию.

4.Третия стадия урока “Рефлексия”. Класс возвращается к “Корзине идей”, сопоставляя новую информацию и делают выводы.

5.Исполнение песни “Чтоб выучиться пению”.

Примечание : К уроку прилагается текст для работы в группах.

1

В конце 19-века музыканты выступали по одному

Композиторы писали музыку для инструмента домбра, пели свои песни, импровизировали, участвовали в айтысах. В 20-веке в Казахстане развивается культурная жизнь, появляются драматические, а затем музыкальные театры, открываются музыкальные школы. Музыканты объединяются в коллективы и начинают работать вместе. Появляются первые оркестры. С появлением первого оркестра связано имя Ахмета Жубанова – профессионального музыканта, композитора, который закончил Ленинградскую консерваторию, приехал в Алма-Ату и создал первый в Казахстане оркестр  казахских народных инструментов.

Сначала Жубанов организовал ансамбль  из 11 человек – это были его ученики, затем ансамбль расширился до 17 человек. Вскоре состав увеличился  до  40 человек. Оркестр исполнял кюи Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета. Позже произведения русских и зарубежных композиторов: Моцарта, Бетховена, Чайковского. Орестр, который создал А. Жубанов носит имя легендарного кюишы Курмангазы.

2

В состав оркестра  входят только казахские народные инструменты:

Первая группа инструментов: струнные щипковые, вторая группа: струнные смычковые, третья — духовые, четвёртая — ударные. Струнная щипковая группа – это домбры. Домбра – это инструмент, сделан из дерева, имеет грушевидную форму. Вдоль корпуса натянуты две металлических струны. Домбры бывают раной высоты: примы, альты, тенора. Жетыгены – название от казахского слова жеті – семь – у него семь струн и сделан он из дерева, похож на русские гусли. Струны натянуты вдоль корпуса. Шертеры – похожи на домбру, но по размеру меньше, а струны сделаны не из проволоки, а из конского волоса.

Инструменты называются щипковые потому что…

Вторая группа струнные смычковые кобызы – это инструменты, сделанные из дерева: бывают с четырьмя струнами (кобыз — прима), у него высокий тембр, похож на скрипку; и с двумя струнами (кыл-кобыз) с низким тембром, напоминает виолончель. Инструменты называются смычковые, потому что…

3

Третья группа духовые инструменты сырнай – он сделан из глины, древне-казахский духовой инструмент, напоминает куриное яйцо, размером с кулак. Голос сырная напоминает завывание ветра. Сырнай имеет 4-6 отверстий, в которые надо дуть. Сыбызгы – можно сказать, что это продольная флейта на ней играют, зажимая отверстия пальцами. Называются духовыми потому что…

Четвёртая группа ударные инструменты дангыра – напоминает бубен, даулпаз – напоминает барабан, только у даулпаза есть ножки. Конырау – колокольчики, несколько колокольчиков разной величины прикреплены к изогнутой палке. Асатаяк – древний ударный инструмент. Имеет длинную трость, которая украшена металлическими кольцами, имеет резкий открытый звук. Называются ударными потому что…

4

Дополнительные инструменты не входят в группу, но входят в оркестр шанкобыз – самозвучащий язычковый инструмент. Язычок изготовлен из металла, корпус из дерева. При игре прижимают к зубам или губам, если дыхание изменяется, изменяется и тембр шанкобыза. Туяктас – сделан из копыт животных и используется в оркестре для того, чтобы изобразить стук копыт, бегущих по степи коней. Два копыта связаны ленточкой. Этот инструмент имеет форму копыт.

                      Тимохина Дарья Борисовна,

учитель музыки,

КГУ «Первая гимназия»,

г. Петропавловск

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.