Цель: Познакомить учащихся с составом оркестра казахских народных инструментов.
Задачи: Сформировать понятие о группах струнных, струнно-смычковых, духовых, ударных инструментов.
Развивать умение слышать группы оркестра
Воспитывать интерес к народной музыке и традициям
Материальное обеспечение: CD-проигрыватель, CD-диски, иллюстрации казахских инструментов.
Межпредметные связи: казахский язык, литература, познание мира.
Ход урока
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.
2.Начальная стадия урока «Вызов». Класс разделён на четыре группы. На доске вывешивается “Корзина идей и понятий”. Учащиеся слушают кюй “Сарыарка”
в оркестровом изложении. Учитель задаёт вопрос об услышанной музыке.
Учащиеся в тетрадях записывают свои идеи. Затем делятся идеями каждый в своей группе. Каждая группа по кругу называет какое-то сведение или факт.
Учитель составляет список идей и тезисно записывает их на доске в “корзине идей и понятий”.
- Вторая стадия урока “Осмысление”. Работа с информацией в динамических группах “Зигзаг”. Учащиеся работают с текстом, каждый сосредоточен на части со своим номером. Затем все первые номера садятся с первыми, вторые со вторыми и т.д. Формируются новые группы. Учащиеся в группах составляют рассказ по теме и выбирают представителя, который проведёт итоговую презентацию.
4.Третия стадия урока “Рефлексия”. Класс возвращается к “Корзине идей”, сопоставляя новую информацию и делают выводы.
5.Исполнение песни “Чтоб выучиться пению”.
Примечание : К уроку прилагается текст для работы в группах.
1
В конце 19-века музыканты выступали по одному
Композиторы писали музыку для инструмента домбра, пели свои песни, импровизировали, участвовали в айтысах. В 20-веке в Казахстане развивается культурная жизнь, появляются драматические, а затем музыкальные театры, открываются музыкальные школы. Музыканты объединяются в коллективы и начинают работать вместе. Появляются первые оркестры. С появлением первого оркестра связано имя Ахмета Жубанова – профессионального музыканта, композитора, который закончил Ленинградскую консерваторию, приехал в Алма-Ату и создал первый в Казахстане оркестр казахских народных инструментов.
Сначала Жубанов организовал ансамбль из 11 человек – это были его ученики, затем ансамбль расширился до 17 человек. Вскоре состав увеличился до 40 человек. Оркестр исполнял кюи Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета. Позже произведения русских и зарубежных композиторов: Моцарта, Бетховена, Чайковского. Орестр, который создал А. Жубанов носит имя легендарного кюишы Курмангазы.
2
В состав оркестра входят только казахские народные инструменты:
Первая группа инструментов: струнные щипковые, вторая группа: струнные смычковые, третья — духовые, четвёртая — ударные. Струнная щипковая группа – это домбры. Домбра – это инструмент, сделан из дерева, имеет грушевидную форму. Вдоль корпуса натянуты две металлических струны. Домбры бывают раной высоты: примы, альты, тенора. Жетыгены – название от казахского слова жеті – семь – у него семь струн и сделан он из дерева, похож на русские гусли. Струны натянуты вдоль корпуса. Шертеры – похожи на домбру, но по размеру меньше, а струны сделаны не из проволоки, а из конского волоса.
Инструменты называются щипковые потому что…
Вторая группа струнные смычковые кобызы – это инструменты, сделанные из дерева: бывают с четырьмя струнами (кобыз — прима), у него высокий тембр, похож на скрипку; и с двумя струнами (кыл-кобыз) с низким тембром, напоминает виолончель. Инструменты называются смычковые, потому что…
3
Третья группа духовые инструменты сырнай – он сделан из глины, древне-казахский духовой инструмент, напоминает куриное яйцо, размером с кулак. Голос сырная напоминает завывание ветра. Сырнай имеет 4-6 отверстий, в которые надо дуть. Сыбызгы – можно сказать, что это продольная флейта на ней играют, зажимая отверстия пальцами. Называются духовыми потому что…
Четвёртая группа ударные инструменты дангыра – напоминает бубен, даулпаз – напоминает барабан, только у даулпаза есть ножки. Конырау – колокольчики, несколько колокольчиков разной величины прикреплены к изогнутой палке. Асатаяк – древний ударный инструмент. Имеет длинную трость, которая украшена металлическими кольцами, имеет резкий открытый звук. Называются ударными потому что…
4
Дополнительные инструменты не входят в группу, но входят в оркестр шанкобыз – самозвучащий язычковый инструмент. Язычок изготовлен из металла, корпус из дерева. При игре прижимают к зубам или губам, если дыхание изменяется, изменяется и тембр шанкобыза. Туяктас – сделан из копыт животных и используется в оркестре для того, чтобы изобразить стук копыт, бегущих по степи коней. Два копыта связаны ленточкой. Этот инструмент имеет форму копыт.
Тимохина Дарья Борисовна,
учитель музыки,
КГУ «Первая гимназия»,
г. Петропавловск