Home » Баяндамалар » Организация ситуации успеха на уроках математики

Организация ситуации успеха на уроках математики

 Основная задача обучения математике — прочное и сознательное овладение  системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжение образования. Не так давно процесс обучения отдавал предпочтение внешним воздействиям (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвитию отдельной личности. На уроках математики достаточно было овладеть полученной информацией. На сегодняшний день этого недостаточно, так как учитывается не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность самостоятельной умственной деятельности. Обучающийся рассматривается не как «коллективный субъект», но, прежде всего, как индивид, наделенный своим неповторимым субъективным опытом.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес обучающегося к изучаемому материалу и его активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Я стараюсь позаботиться о том, чтобы на уроках каждый обучающийся работал активно и увлеченно, и использовать это, как оправданную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

По — прежнему актуален вопрос, как развить стремление к знаниям? И конкретный ответ – должно быть интересно. Надо иметь в виду, что «интерес» — это и есть успех. Если рассматривать все обучение в виде цепочки «хочу – могу – выполняю с интересом – личностно значим каждому» (И.С. Якиманская), то мы опять увидим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

У меня практически к каждой теме по математике припасена своя изюминка, которую стараюсь использовать на уроке для увеличения его эффективности.

Очень важно постараться любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к лекции, я всегда стараюсь продумывать моменты, показывающие, почему это очень важно знать.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала на уроке математики. Ведь целью математического образования, прежде всего, является культурное развитие обучающихся. Надо научить обучающихся ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе: «Человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным». В моей педагогической копилке имеется множество примеров из русской истории о том, какую уникальную роль сыграла математика в жизни Петра 1. И образование М.В. Ломоносова началось с «Арифметики» Магницкого, которую он называл «вратами учености». М.Ю. Лермонтов, воюя на Кавказе, был начальником отряда разведки, прекрасно разбирался в карте (координаты!»), на отдыхе развлекал однополчан математическими фокусами.

Считаю очень важным, чтобы все, что мы с обучающимися делаем на уроке, было для них значимо, и в этом случае приходится учитывать их возрастные потребности. Нашим ребятам важно быть популярными, важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Поэтому необходимо применять уровневую систему обучения, развивающую личность. Обучающийся сам определяет уровень своих знаний, формы и сложность самостоятельной работы, учится самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи.

Очень важной является  внеклассная работа по математике. Студенты, имеющие соответствующий уровень знаний участвуют в научных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

За последнее время в мире и у нас в стране резко упал уровень арифметического знания и арифметической культуры. Основная причина вполне объективна — широкая компьютеризация. Но, с другой стороны, многие современные (и даже суперсовременные) технологии основаны на глубоких арифметических законах. Следовательно, следует не только восстанавливать былой уровень арифметической подготовки, но и повышать его по сравнению с прошлым и, прежде всего, в направлении улучшения вычислительных навыков.

Фактором, отрицательно влияющим в последние годы на уровень математической подготовки обучающихся, стало постепенное снижение внимания, в первую очередь, формированию навыков устных вычислений. Слабые умения счета «в уме» — основная причина снижения техники письменных вычислений, отсутствия «чувства числа», умения ориентироваться в числовых множествах, что с необходимостью влечет за собой и снижение умений в решении задач. Надо иметь в виду, что устные вычисления — незаменимый инструмент развития таких психологических механизмов, как устойчивое внимание, оперативная и долговременная память, без достаточного уровня сформированности которых немыслимо успешное обучение.

Следовательно, одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета.

За годы работы у меня скопился арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков. Построение алгоритмов, примеры, оформленные в виде блок-схем, эстафета при решении примеров, содержащих много действий. Нравится  обучающимся, когда я даю задание на исправление преднамеренных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задачах стимулирует работу обучающихся.

Любят обучающиеся всех возрастов, когда уроки оживлены задачами- шутками, заданиями на внимание. А сочинение задач, сказок, стихов — это целый раздел в методике работы по математике.

Положительное влияние на умственное развитие обучающихся оказывают домашние задания по составлению задач. Для выполнения такой работы надо иметь знания об определенных явлениях, о соотношении различных величин, участвующих в процессах, уметь выбрать данные в соответствии с действительностью. Составлять задачи можно:

  1. по определенной теме;
  2. по данной фигуре, графику, рисунку;
  3. по применению математики в какой — нибудь отрасли (прикладные задачи);

Самостоятельно составляя задачи, обучающиеся глубже усваивают изучаемый материал, учатся выбирать для формулировок жизненные данные из окружающей жизни, оценивать получаемые результаты.

При составлении задач вырабатывается навык творческой работы.

Главнейшей задачей, которая стоит передо мной, считаю личностно – мотивированное обеспечение деятельности обучающегося.

В основу данной системы положены следующие принципы:

  • принцип воспитывающего обучения – учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;
  • принцип ориентации на зону ближайшего развития – заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;
  • принцип ориентации на успех – каждый имеет право быть умным на уроке;
  • учет результатов учебной деятельности через систему знаний и накопительную систему оценок;
  • принцип диалогичности и сотрудничества предполагает изменение моих функций. Я рядом с обучающимся, мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам.

И, наконец, каких  правил я стараюсь придерживаться в своей работе с обучающимися?

  1. Формировать веру в успех, подчеркивать любые положительные результаты в освоении материала, концентрировать внимание даже на незначительных достижениях. Сначала нужно отметить положительные моменты, и только затем недостатки.
  2. Переводить негативные высказывания в позитивные – «я не могу – я смогу», «я не справлюсь – у меня получится». То есть убеждать, что от этих установок зависит результат.
  3. Предлагать задание разной степени сложности, при этом указывать объем, который является обязательным для получения отметок «3», «4», «5». На дом желательно давать задания разного уровня сложности: очень простые (для отработки навыков), средней сложности и предполагающие глубокое знание материала.
  4. Демонстрировать веру в своих учеников. Если обучающийся не справился с работой, можно сказать «Я знаю, что ты можешь это сделать», «С твоими способностями ты можешь это сделать лучше».
  5. Формировать отношение к ошибкам как к нормальному и нужному явлению. «На ошибках учатся», «Не совершает ошибок тот, кто ничего не делает».

В конечном итоге я пришла к выводу, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких – либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом», — говорил французский писатель Анатоль Франс.

Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову свежей, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом обучающихся.

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием». Для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом учит математику.

Шулекина Т.И.,

заместитель директора  по УР,

ККСфО, г. Костанай

 

 

 

 

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.