Home » Учебно-методические материалы » Критическое мышление

Критическое мышление

                                                  Учитель должен обращаться не только к памяти

                                                   учащихся, сколько к их разуму, добиваться

                                                         понимания, а не одного запоминания.

                                                                                            Ф.И.Янкович де Мариево

Если мы хотим повысить уровень образования в стране, мы должны будем привить учащимся такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием. (Бруер, 1993) Значит нужно научить ученика мыслить, развивать критическое мышление. Еще в 1933 г. Джон Дьюи, американский педагог − новатор, сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей системы образования. (Халперн Д. 2000).

Как гласит восточная мудрость: «Приобретать знания – храбрость, приумножить их – мудрость, а умело применять – высшее искусство», качество обучения напрямую зависит от познавательного интереса, который является ценнейшим мотивом учебной деятельности. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, жажда знаний-все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.

Сейчас важно научить школьников самостоятельно добывать знания. Учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям.

Правота утверждения Э.Кинга: «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы», не вызывает сомнения,ибо возможность создать условия, при которых учащиеся могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнение, умение его отстоять и аргументировать

дает технология «Критическое мышление». Мы должны научить учеников мыслить критически, обеспечить возможность его самораскрытия, самореализации.

Критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью.

Свое эссе хочу продолжить цитатой: «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий…».

«Целым овладевают по частям». Я хочу поделиться своим опытом работы на практике, направленной в новое русло с внедрением данного модуля, где я поняла, что групповая работа и диалоговое обучение − занимают ключевую позицию в достижении целей по внедрению критического мышления. Уроки свои я планировала в технологическом цикле «вызов, осмысление и рефлексия», каждая из которых имеет свои задачи.

Первая фаза – «Вызов». Ее применение на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить знания учащихся по изучаемой теме, вызвать к ней интерес, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке. Я в основном урок начинаю с методики «Рукавички» Г.А. Цукермана. Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), разноцветные карандаши. Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, анализ результата. Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, то есть так, чтобы они составили пару. Дети сами могут придуматьузор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования; эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное ( взаимодействуютдруг с другом в силу необходимости или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Использовав эту методику в начале урока, я хотела, чтобы ученики сплотились и осознали преимущество групповой работы. Полагаю, задуманное мною удавалось! Временами, для создания в начале урока положительного эмоционального настроя на работу, читаю стихи:

Друзья, я очень рада, войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда, улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений, но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений – мы вместе сотворим урок !

Затем, провожу релаксацию. Прошу учеников поздороваться локтями. Взяться за руки и мысленно пожелать себе и всем, кто рядом: здоровья, счастья и добра.

Также в начале урока эффективно применение «Маршрутной карты» с целью, чтобы ученики были в курсе «событий». На маршрутной карте изображается поэтапный план хода урока. Я убедилась, что маршрутная карта играет немаловажную роль на уроке. Ребята машинально переключаются к следующему этапу урока. Далее по подмосткам, то есть, по наводящим вопросам, ученики формулируют тему и цели урока. На уроках русского языка я применяю следующие приемы и методы:

1.« Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

2.« Кластер». Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема (она остается пустой, но после выявления новой темы она заполняется). Вокруг звезды планеты – здесь я пишу наводящие вопросы. Соединяем их прямой линией со звездой, где ученики пишут предложения по новой теме и аргументируют их во время стадии осмысления. Хочу отметить, что и без использования каких-либо приемов и методов, можно, как было сказано выше, по подмосткам, добиться результата данной работы. Это зависит от фантазии учителя.

На уроках литературы, на стадии вызова, применяю приемы как:

  1. «Ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
  2. «Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по изучаемой теме или же предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема (он остается пустым), ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. На ветвях я пишу наводящие вопросы, а на листьях во время стадии осмысления, ученики пишут свои доводы. На стволе позже пишется название новой темы.

На стадии второй фазы – «Осмысление», ученики самостоятельно работают над осмыслением новой темы. Если раньше ученики на уроках являлись только зрителем и слушателем, то в новых подходах в преподавании и обучении,  ученикам выпадает возможность стать исследователем, добывающим знания самостоятельно. На уроках русского языка, для получения новых знаний и их применения, использовала методы и приемы критического мышления, которые стимулируют процесс познания и интерес детей, учат их выдвигать гипотезы, обосновывать и выбирать путь решения учебной задачи.

  1. «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, куда можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки (если они есть) исправляются по мере освоения новой темы.
  2. «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
  3. «Письмо по кругу». Этот прием предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
  4. «Бортовой журнал». Он связан с приемом «Эффективная лекция». Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов – осмысление – рефлексия». В бортовом журнале ученики записывают свои мысли, ставят оценки выступающим группам, или отдельно ученику и т.д.
  5. Прием «Фишбоун». Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Фишбоуна для систематизации этого материала. На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней – факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.
  6. Прием «Шесть шляп мышления». В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Красная шляпа Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Создаются условия для проявления эмоций.

Желтая шляпа. Логический позитив. Требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации: увидеть «плюсы». Видеть выгоды и достоинства. Надев желтую шляпу человек превращается в оптимиста.

Черная шляпа. Критика. Критические оценки, опасения и осторожности. Помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы. В чем недостатки? Что здесь неправильно? Искать слабые места.

Зеленая шляпа. Креативность. Придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, исследуем возможности, ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый цвет. Творческое мышление, нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.

Белая шляпа. Что мы уже знаем. Какая информация нам необходима и как ее получить. Учит работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями.

Синяя шляпа. Управление процессом. Ее используют в начале работы, для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщить накопленный опыт.

  1. Прием «Зигзаг». Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Каждый участник команды работает с одним абзацем: читает, переосмысливает, составляет вопросы, если ему что-то непонятно. Затем идет перегруппировка так, чтоб в одной команде оказались только те, кто работает с одним и тем же абзацем. После – презентация материала.

8. Инсертная таблица. Прием « Знаю, хочу знать, узнал».

 

З

Что я

уже знаю

об этом

 

 

Х

Что я

хочу узнать

  У

Уз-

нал

  Н

Где я могу

найти

больше информа-

ции?

  И

Что я должен

изучить?

Д

Что

нужно

делать

дальше?

Ставлю

себе

«    »

Где могут

пригодить-

ся эти

знания?

Графы З и Х ученики заполняли в начале урока, после того, как они определили тему и цели урока. Остальные графы  заполняли в конце урока во время рефлексии.

«З» — помог мне узнать, насколько ученики осведомлены по данной теме.

«Х» — узнать отношение ученика к изучаемой теме.

«У» — как ученик воспринял тему.

«Н» — пробудить поисковую деятельность.

«И» — нацеленность на проблему.

«Д» — совершенствоваться.

«Ставлю себе» — самооценивание.

«Где могут пригодиться эти знания?»- связь с жизнью.

На уроках литературы, на стадии осмысления, среди множества приемов технологии, очень эффективно применение следующих приемов:

  1. «Чтение со «стопами», предполагающее умение учителя погрузить ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем – умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Общий алгоритм работы в данной стратегии выглядит следующим образом:

Вызов – конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа, прогноз содержания и проблематики.

Осмысление – чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?».

Рефлексия – на этой стадии текст опять рассматривается как единое целое. Здесь важно осмыслить произведение – формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

  1. «Ромашка Блума». Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.
  2. «Чтение с остановками». Работа с художественными текстами. Учащиеся читают текст и останавливаются в определенном месте. Затем учитель задает вопрос о дальнейшем развитии мысли, (как вы считаете, о чем пойдет речь в тексте дальше?). Ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным.
  3. «Дискуссии». Это технология, которая вырабатывает у учащихся опыт совместной деятельности. Дискуссия – совместный поиск. Позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы.
  4. «Нарисуйте счастье». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать рисунки на любую тему, в зависимости от изучаемой темы. Я, в основном, прошу учеников исключить негативные стороны и нарисовать хорошее, доброе, счастливое и т.д.
  5. Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

Третья фаза  – «Рефлексия». Анализ. Синтез. Оценка. Предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Я чередую рефлексию учителя с рефлексией учеников. Рефлексия учеников состоит из следующих критериев:

  1. Получился ли у нас сегодня урок?
  2. Почему?
  3. Какое у вас было настроение на уроке?
  4. Что не получилось на уроке?
  5. Понравился ли вам урок?

На этой стадии я применяю приемы: «Синквейн», «Диаманта», «Свободное письмо», «РАФТ». Эти приемы подходят как к русскому языку, так и литературе. А теперь, подробнее о каждом из них.

  1. «Синквейн» − малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Средство творческого самовыражения. Обогощает словарный запас. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

Правила написания синквейна.

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательное или причастие). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в первой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке, обычно существительное.

Пример.

Весна.

Яркая и теплая.

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

  1. «Диаманта». Описание: Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

1 и 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пример.

Город.

Большой, древний.

Строится, растет, процветает.

Известный город, маленькая деревня.

Возрождается, развивается, кормит.

Красивая, родная.

Деревня.

  1. «Свободное письмо» − трехминутное эссе. Эссе – художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
  2. «РАФТ». Социо – игровое задание: Р (роль). От чьего имени будешь писать. А (аудитория). Кому будешь писать. Ф (форма). В какой форме будешь писать. Т (тема). О чем будешь писать. Какова основная мысль. Начинать надо с темы. Например: «Праздник последнего звонка в моей школе». Теперь можно перейти к выбору роли.Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Подумайте, к кому бы мог обратиться этот герой?

То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории. Например: Роль – директор, завуч, учитель, родитель, выпускник, ученик первого класса и т.д. Аудитория – школьники, родители, гости праздника и т.д. Форма – стихи, поздравления и пожелания, песня и т.д.

А в течение урока применяю прием: «Мудрые совы». Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: анализировать текст совместно с другими людьми; вести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку.

Итак, школа ныне, как растревоженный улей, занята энергичными поисками новых путей обучения и привития навыков самостоятельного мышления.

Мы ведь хотим, чтобы наши дети были креативными, имели самостоятельное мнение, могли быстро принимать решения в любой ситуации. Чтобы могли ответить всем вызовам нового времени.

Бесспорно – это так, но применяя новые подходы в преподавании, мы не должны забывать о значимости воспитания духовно − нравственных богатств своих учеников. Поэтому, почти на каждом уроке, я стараюсь коснуться этнопедагогики, так как считаю приоритетным воспитание нравственности учащихся в отношениях с окружающими.

В доказательство своей точки зрения я хотела бы привести высказывание Аль-Фараби: «Знание и воспитание – неразделимо. Знание, приобретенное без воспитания – это не знание. В будущем оно обернется злом для самого же человека». (Собственный перевод).

Данные социологических исследований показывают, что среднестатистический ребенок в школе говорит не более десяти минут в неделю. Невелико время для самореализации. А если школа станет местом, где можно и поспорить, и пообсуждать вместе с учителем на самые разные темы, то это должно быть очень здорово.

Так, на этой позитивной ноте, давайте подведем общий итог рассуждению. Так какой же вывод я сделала для себя, внедрив данный модуль в свое преподавание? Что дало применение КМ мне и моим ученикам ?

Во-первых: Изменились все мои стереотипы, типа как: говорит только учитель, а ученик молча слушает. Отходя от привычных шаблонов, я давала ученикам возможность ошибаться и учиться на своих ошибкахЭто скорее партнерские отношения. Учитель – старший партнер, а не непререкаемый авторитет, выдающий готовые знания.

Во-вторых: Ученики учатся выражать свои мысли; расширяют свой кругозор; обогащают словарный запас; развивают коммуникативные навыки КМ. Но самое главное: происходит активизация «медленных» учеников. Эта технология приближает ученика к процессу познания, может служить средством формирования ключевых компетентностей школьников.

В-третьих: Каждый урок учителя – это совместное открытие, решение проблем с опорой на жизненный опыт обучающихся. Такой подход дает возможность добиваться высоких учебных результатов.

Насколько я поняла, критическое мышление активно развивается в групповой работе, а именно через «Обучение тому, как обучаться» и «Диалоговое обучение». Значит, для того, чтобы развить теорию критического мышления, прежде всего, нужно делать акцент на сплоченность, умение находить общий язык и приходить к единому мнению.

В завершение своего эссе я хотела бы вернуться к идее, обозначенной в эпиграфе, и подытожить свое эссе следующим стихотворением:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз!

Атагазиева Зульфия Джаулбаевна,

учитель русского языка и литературы,

средняя школа №9,

г. Жанаозен, Мангыстауская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.