В последние годы не только в системе образования Казахстана, но и в западной педагогике идет процесс переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Система оценивания, воплощая в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса, в целом должны являться главным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи.
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентоспособной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно — оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей. Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих уроках современную технологию оценивания учащихся: критериальную.
При определении понятия «критериальное оценивание» учитываются личностно-ориентированные и деятельностные аспекты, которые присущи компетентностному подходу и новой образовательной парадигме, на основе которых составляются новые образовательные стандарты, выдвигающие требования к введению в педагогическую практику образовательных учреждений новой критериальной системы оценивания, обладающей системным, междисциплинарным характером.
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.
Критериальное оценивание — это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Знания учащихся, полученные в процессе обучения по предмету оцениваются 2 способами: формативное оценивание и суммативное оценивание.
Формативное оценивание обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет корректировать учебный процесс, не выставляя баллы и оценки, это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала.
Суммативное оценивание осуществляется выставлением баллов или оценок, с целью получения информации об успеваемости ученика, после завершения им разделов программы обучения/сквозных тем и определенного периода обучения (четверть, учебный год, уровень среднего образования).
Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся посредством критериального оценивания возможно только при строгом соблюдении организационно-педагогических условий оценочной деятельности, которые обладают организационным и содержательным характером.
Организационная составляющая предполагает поэтапную организацию деятельности всех участников образовательного процесса в сфере создания оценочной политики школы; разработку алгоритма определения критериев оценивания и выведения отметки; процедуры доведения до учащихся, родителей информации о порядке осуществления процесса оценивания; создание положения об оценивании как нормативного документа общеобразовательного учреждения, в котором отражается специфика данной технологии, методических пособий, способствующих более эффективной организации процесса оценивания.
Содержательная часть предполагает определение содержания критериев оценивания учебных достижений учащихся по всем предметным блокам; разработку заданий, снабженных рубрикаторами для осуществления процесса оценивания; обязательное условие критериального оценивания – создание ситуации «общественного договора», договора между учителем и учениками; осуществление процесса внутренней и внешней модерации; организация учителем ситуации успеха, а также психологически комфортной атмосферы для оценочной деятельности учащихся, проявляющаяся в педагогическом такте учителя при взаимодействии с учащимися; использование опросных листов как форму педагогической диагностики; наличие рефлексивного компонента оценочной деятельности учащихся.
Для организации и планирования критериального оценивания в процессе обучения необходимо сформулировать цель обучения учебной программы по предмету, также составить точные критерии оценивания с учебной целью, определить дескрипторы и составить задания, соответствующие критериям оценивания и выявить эффективную обратную связь в работе с учениками.
В практике формирование учебно-познавательной компетентности посредством критериального оценивания реализована модель технологии критериального оценивания, включающая цель, принципы, оценочную политику школьного образовательного процесса, включающую комплекс технологий организации критериального оценивания, организационно-педагогические условия и результативный компонент применения технологии критериального оценивания. Эффективность содержания, организационных основ и модели данной технологии подтверждена результатами опытно-экспериментального исследования, что позволило выявить количественные и качественные параметры эффективности критериального оценивания как технологии формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.
Таким образом, при критериальном оценивании успеваемость учащихся измеряется с помощью конкретного комплекта предварительно определенных критериев, т.е. нет в процессе обучения условий для сравнения своих достижений с другими. Один ученик успешен по одному критерию, а другой – по другому. У учащихся появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Куралбаева Динара Акмаловна,
АО «НЦПК «Өрлеу» ЮКО ИПКПР,
г.Шымкент