В Казахстане от 6-7% населения страдают нарушением слуховой функции. Если учесть, что население РК 17 млн., то больше 1 млн. страдают той или иной формой тугоухости. Из 1000 новорожденных 1 ребенок рождается с тотальной глухотой, 2 – теряют слух в течении первых двух лет жизни.
Выраженные нарушения слуха являются одной из наиболее часто встречающихся патологий при рождении. При несвоевременном выявлении они приводят к задержке развития речи, языка, когнитивных функций ребенка.
Прогресс техники, медицины, достижения науки и применение новейших технологий за последние десятилетия позволили разработать новый способ оказания помощи глухим детям – метод многоканальной кохлеарной имплантации. В мире свыше 250 тысяч пациентов с кохлеарным имплантом: в США 47%, в Азии 17%, Европе 36%.
Кохлеарная имплантация – это хирургическая операция – разновидность слухопротезирования. Однако в отличие от обычного слухового аппарата, который только усиливает звуки, кохле имплант заменяет поврежденные слуховые рецепторы – волосковые клетки внутреннего уха — и передает звуковую и речевую информацию, преобразованную в электрические импульсы слуховому нерву. Эти импульсы так же, как у нормально слыщащего человека, передаются по слуховому нерву в слуховые центры мозга и вызывают там слуховые ощущения — человек слышит речь, окружающие звуки, музыку.
Как работает кохлеарный имплант.
Звуки принимаются микрофоном и преобразуются в электрические сигналы.
Эти сигналы поступают в речевой процессор, где они кодируются, то есть преобразуются в специальные пакеты импульсов.
Передачик посылает эти импульсы посредством радиоволн через кожу в имплант.
Имплант посылает пакет электрических импульсов к электродам в улитку.
Слуховой нерв принимает эти импульсы и посылает их в мозг.
Мозг формирует из них звуковой образ.
Послеоперационная слухоречевая реабилитация.
Наиболее важный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации – оказание коррекционно – педагогической помощи детям после КИ, включающей формирование и развитие слухоречевых навыков. По мнению отечественных и зарубежных ученых длительность и успех коррекционных педагогических мероприятий зависят от
- возраста ребенка
- возраста потери слуха ( 1 – й год жизни)
- интервала времени между потерей слуха и КИ
- от индивидуальных особенностей ребенка
Кохлеарная имплантация обеспечивает принципиально новые возможности слухового восприятия благодаря тому,что позволяет услышать те звуковые частоты, которые не могут быть услышаны с помощью обычного слухового аппарата (СА).
Кохлеарная имплантация – это система мероприятий, включающая отбор детей (определение перспективности кандидата), проведение операции,
подключение речевого процессора, слухоречевая реабилитация. Прохождение ребенком всех этапов системы кохлеарного имплантирования требует согласованной работы различных специалистов (хирург, сурдолог, сурдопедагог, психолог, техник — акустик).
Учреждения должны оказывать квалифицированную помощь детям, обучающимся в массовых школах в спецклассах:
- открытие в дошкольных учреждениях компенсирующего вида групп комбинированной направленности
- оказание специальной консультативной помощи семьям и детям интегрированным в общеобразовательные учреждения.
Мусабаева Мадина Тельжановна,
методист по инклюзивному образованию,
ЮКО МК г.Шымкент