Проблема нравственного воспитания подростков – одна из самых актуальных в педагогике и не имеющая до сих пор однозначного решения.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен.
Нравственное воспитание подростков в условиях детского дома – одно из приоритетных и сложных направлений нашей работы. Связано это с тем, что детям, поступившим в детский дом, часто свойственна заниженная самооценка, которая затрудняет их адаптацию к предложенным условиям жизни. Поэтому таким детям необходимо развитие санитарно-гигиенических навыков, обучение самообслуживанию, культуре поведения, жизни в коллективе; налаживание межличностного общения между взрослыми и сверстниками; восстановление коммуникативных связей; оказание помощи детям в познании самих себя; повышение их самооценки; развитие познавательных интересов, расширение кругозора воспитанников, их представлений о природной и социальной среде; укрепление и сохранение здоровья; профилактика вредных привычек.
В комплексе проблем воспитания детей в детских домах особенно остро сегодня ощущается потребность в психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики отклоняющегося поведения воспитанников, в определении путей и средств их своевременного предупреждения и преодоления. Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, — всегда нежелательное и, скажем прямо, противоестественное явление. Общеизвестным и безотрадным фактом нашего времени, вызванным многими социальными факторами, кризисами семьи, падением нравственности, ростом алкоголизма и наркомании, является всплеск социального сиротства. Среди детей детских домов и интернатов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав — 82%, сирот по случаю смерти родителей — 8%, дети родителей, находящихся в заключении, составляют 10%. Среди воспитанников детских домов подавляющее число детей — дети с отклонением нравственного поведения.
Анализ практики воспитания детей в детских домах свидетельствует о следующем.
- Значительная часть нарушения поведения или дисциплины совершается воспитанниками в состоянии сниженного уровня психической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянием.
- Среди факторов отклоняющегося поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых еще не найдены действенные средства. Это факторы психолого-педагогического характера, которые их порождают и обуславливают.
- Ярко выраженная ущербность детей из неблагополучных семей, т.е. «алкогольных» и «криминальных», где родители лишены родительских прав. Это в значительной мере отражается на эффективности воспитания и обучения таких детей.
- Нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми особенно остро переживается воспитанниками. Озлобленность, доходящая до отчаяния, или жестокость, пренебрежение к нормам поведения и обязанностям, равнодушие к общезначимым явлениям — таков далеко не полный перечень внутренних установок воспитанника детского дома, переживающего разлуку с родителями, после решения суда о лишении родительских прав и помещения ребенка в детский дом. Дети горячо любят своих родителей, живущих в условиях пьянства, наркомании, разврата, непрекращающихся ссор, конфликтов, невежества и взаимного безразличия.
С позиций современных педагогических и психологических концепций проблема отклоняющегося поведения воспитанников детских домов должна решаться целостно. Целостность решения рассматриваемой проблемы требует системного подхода к выявлению и учету особенностей самих детей и особенностей окружающей их среды до поступления в детский дом. Необходимо понимание природы детских проблем и механизма их формирования.
Задачи работы с детьми:
1) выявить состояние проблемы трудного поведения воспитанников детского дома в теории и практике воспитания;
2) выявить сущность, факторы и особенности трудного поведения воспитанников детского дома;
3) разработать методику коррекции нравственного поведения у воспитанников детского дома, имеющих нервно-психические заболевания;
4) экспериментально проверить разработанные методики коррекции нравственного поведения у воспитанников детского дома.
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — процесс сложный и длительный. И чем раньше ребенок покидает неблагополучную обстановку, тем меньше времени требуется для компенсации отрицательного воспитания.
Известно, что в детский дом поступают дети с «израненными» душами, оторванные от нормальной жизни, с надломленной волей, с отрицательной социальной ориентацией. Реабилитировать и социализировать личность ребенка, т.е. выделить «болевые» точки и попытаться вылечить их, дать определенный комплекс жизненных ориентиров и знаний, это значит подготовить их к самостоятельной жизни, адаптировать к широкому социальному окружению.
Поставив «социальный диагноз» личности воспитанника, т.е. изучив его прошлое, его индивидуальные психологические особенности, ориентируясь на достоинства личности, необходимо постараться помочь адаптироваться ребенку и защитить «израненную» детскую душу. Социальный педагог, воспитатель, психолог, врач являются посредникам, между воспитанниками и микросредой, между детьми и взрослыми, стараются влиять на общение между детьми и их отношения.
Исследование позволило установить, что коррекция нравственного поведения имеет четыре взаимосвязанных аспекта:
— установление воспитателем тесного контакта и взаимопонимания с воспитанником
— нормализацию эмоциональной сферы воспитанника
— выработку единой линии его поведения
— убеждение воспитанника в правильности принимаемого решения.
В коррекционной работе воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении, можно выделить следующие этапы:
- Выяснение причин отклонения в поведении воспитанника, а также изучение сильных и слабых сторон его личности.
- Определение целей и способов действия по искоренению недостатков в поведении и формировании положительного качества, противоположного тому, который является ближайшей причиной отклонений в поведении.
- Дискредитация, обесценивание отрицательных форм в поведении и формирование мотивов положительного поведения.
- Выбор вида деятельности, в котором наиболее успешно формируется необходимое положительное качество и включение в деятельность воспитанника. Одновременно проведение работы по обеспечению благоприятного положения его в системе межличностных отношений.
- Закрепление прививаемого качества через упражнение в естественных условиях или специально организованный тренинг и обязательно одобрение положительных изменений.
Огромное значение в методике коррекции нравственного поведения воспитанников детского дома играет анализ мотивов поступка, внешних обстоятельств и душевного состояния воспитанника. К типичным действиям воспитанников с отклонением нравственного поведения относятся: сознательное действие, умышленное действие, внушаемое, импульсивное, негативное, бесполезное, нечаянное, аффективное, внушаемое, сознательное действие с непредвиденным результатом, проявление ожесточенности, непроизвольное действие.
Сложность, многофакторность и противоречивость воспитания в детском доме требует взаимосвязи методов воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
Методика коррекции нравственного поведения у воспитанников детского дома должна включать:
— диагностику степени сформированности сфер индивидуальности у воспитанников с отклонением нравственного поведения;
— своевременное выявление тех детей, которые нуждаются в консультации дефектолога, психоневролога, психиатра;
— формирование у воспитанников детского дома с отклонением нравственного поведения чувства долга, ответственности и сознательного подчинения общественным нормам поведения и законам;
— установление доверительных взаимоотношений с воспитателем для непосредственной психолого-педагогической коррекции негативных образований.
— обязательность лечения, если, во-первых, расстройство носит множественный характер, касается различных сторон жизни воспитанника и наблюдается на протяжении длительного периода, во-вторых, имеются одиночные расстройства, которые носят ярко выраженный патологический характер.
К основным психолого-педагогическим средствам коррекции нравственного поведения воспитанников детского дома следует отнести:
* индивидуальные средства воздействия на сферы психики ребенка (беседа, индивидуальный тренинг, упражнение, задание на выполнение поручения, диагностическое задание и др., способствующие перестройке самосознания, самооценки, развитию волевых качеств, появлению потребностей в самокоррекции своего отношения и поведения и др.),
* групповые (ролевые игры, групповые тренинги, театрализации, дискуссии и др., позволяющие исправлять взаимоотношения детей друг с другом, нейтрализовать негативные побуждения, формировать адекватную самооценку, рефлексию, умения самопознания).
В конце своего доклада предлагаю вам небольшие рекомендации и тренинги, которые вы уважаемые педагоги можете использовать в своей работе. (К докладу прилагаются слайды с рекомендациями).
Олейникова А.М.
КГУ «Детский дом»
акимата г. Астаны.
воспитатель