Внеклассное мероприятие в 3 классе
Цели: пробуждать интерес к языку, используя занимательные логические задания; активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, использовать элементы соревнования; развивать наблюдательность и смекалку учащихся.
Оборудование: листы с заданиями, напечатанные на листах А-4, карточки с заданиями, «сердцевинки» и «лепестки» цветов, костюмы сказочных героев (царь, три девицы), жетоны разных цветов, на доске высказывание о русском языке.
Описание игры: класс делится на команды, в каждой команде выбирается капитан.
Команды работают с заданиями: за каждый правильный ответ команда получает жетон, при неправильном ответе дается право ответа команде-сопернице. Победителем становится команда, набравшая большее количество жетонов.
Ход мероприятия:
1.Сказочное вступление.
Сцена перед классом: три девицы сидят за столом: одна шьет, другая прядет, третья вышивает.
Выходит автор (ученик):
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Одну я помню сказку эту
Поведаю теперь я свету.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девица:
Кабы я была царица,
Автор:
Говорит одна девица,
1-я девица:
Математику б любила,
День и ночь ее учила.
2-я девица:
Кабы я была царица,-
Автор:
Говорит ее сестрица,-
2-я девица:
Книг бы много я читала,
Все о мире бы узнала.
3-я девица:
Кабы я была царица,-
Автор:
Третья молвила сестрица:
3-я девица:
Я бы русский изучала,
Всех бы грамотней писала!
Автор:
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора
И речам девиц внимал,
Кто же лучше рассуждал.
Царь:
Вот, что милые девицы,
В царстве мне нужна царица,
Чтоб была умна, красива,
И честна, и справедлива.
А поэтому сейчас
Издаю я свой указ:
Средь детей, кто любит знанья,
Проведем соревнованье.
Знаний больше кто добудет,
Тот у нас царицей будет.
И прочтет для всех тот час
Царский мой приказ.
2.Слово ведущего.
Ведущий (учитель) объясняет правила игры.
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами должны показать знания, приобретенные по русскому языку. У нас соревнуются две команды. Команда «Знатоки» и команда «Умники и умницы»
Команда «Умники и умницы»
«Нет ошибкам» — наш девиз.
Мы грамотны- и это лучший приз!
Команда «Знатоки»
Русский язык для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки.
Мы правила знаем и их применяем!
Жюри оценивает представление , эмблемы команд.
3.Задания командам
1 задание «Вопросы-загадки » (по 3 вопроса команде)
Команда «Знатоки»
1.Какое слово состоит из семи одинаковых букв? /семья/
2.Что находится в середине земли? /буква м/
3.Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? /соль/
Команда «Умники и умницы»
1.В названии какой птицы есть сорок гласных? /сорока/
2.Что есть в огурце и редиске, но нет в капусте? /буква р/
3.Какие сто букв могут остановить движение транспорта? /стоп/
2 задание «Народная мудрость» (по 3 пословицы команде)
Ведущий начинает пословицу, а дети договаривают конец пословицы:
Команда «Знатоки»
1.Слово-не воробей,…
2.Нет друга- ищи,….
3.Грамоте учиться….
Команда «Умники и умницы»
4.Старый друг лучше ….
5.Не учи безделью, а…
6.Слово-серебро,…
3 задание «Ералаш»
Каждой команде необходимо расшифровать слова, победителем становится команда, которая расшифровала за 2 минуты больше слов.
МАБУГА- /бумага/
БЕНИКУЧ- /учебник/
ТРАДЕТЬ- /тетрадь/
НИГАЗМА- /магазин/
КУТА- /утка/
ОРУК- / урок/
ЦУРИКА- /курица/
4 задание «Помогите собрать цветы»
По дороге в школу я нашла конверт с посланием:
К вам , ребята, мы спешили,
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.
В конверте « сердцевинки» цветов: звук, часть речи и «лепестки»: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, существительное, наречие
Каждая команда собирает свой цветок.
5 задание «Исправь ошибки»
За каждую найденную ошибку-1 балл.
Я очень люблю сваю маму. Она дала мне жызнь. Мама встаёт рано утром и делоет мне зафтрак. Она помагает сабираться мне в школу. Я люблю сваю маму и хочу ей пажелать никогда не грустить и всегда быть счастливой.
6 задание «Словесный бой»
Задание: Из слова «Грамотей» составить как можно больше разных слов. Выяснение значения слова «грамотей»
-Кого называют ГРАМОТЕЕМ?
Задание дается одновременно командам для обсуждения в группе. Затем капитаны от каждой команды ведут «словесный бой» — по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним назовет новое слово.
4.Подведение итогов.
Учитель подводит итог конкурса подсчетом набранных жетонов, определяется команда-победитель и самый активный ученик, который читает высказывание:
НАМ ДАН ВО ВЛАДЕНИЕ САМЫЙ БОГАТЫЙ, МЕТКИЙ, МОГУЧИЙ И ПОИСТИНЕ ВОЛШЕБНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. (К.Паустовский)
5.Завершение мероприятия.
Входит царь с сестрицами:
Царь:
Время катит чередом
Час за часом, день за днем.
Не зря время просидели,
Вижу, как вы поумнели.
Нет отныне в нашем царстве
Места лени и упрямству.
Прочь уйдет пусть скука,
А ЦАРИЦЕЮ — НАУКА
Будет править много лет,
Ведь без знаний жизни нет.
Это ясно. А сейчас
Я второй издам указ:
Вы, сестрицы, не зевайте,
Мой указ скорей читайте.
1-я сестрица:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
2-я сестрица:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
3-я сестрица:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык»
(Стихотворение С. Абдулла)
КГУ «Казахская школа- гимназия»
г. Петропавловск
Учитель русского языка и литературы
Валиева Бахия Есимжановна