Home » Учебно-методические материалы » Использование игр, как средство сенсорного развития детей с церебральным параличом раннего возраста

Использование игр, как средство сенсорного развития детей с церебральным параличом раннего возраста

«Истоки способностей и дарований детей – на

кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

                    Первый источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Важно отметить, что дети с церебральным параличом имеют более широкую категорию нарушения развития, которое включает в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной, скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. В зарубежной психолого-педагогической литературе применяется термин «ограниченные физические возможности» (physical disability), которым объединяют детей с указанными ортопедическими недостатками и детей с хроническими соматическими заболеваниями, нуждающихся в длительном пребывании в лечебных учреждениях. У многих детей наблюдается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных и речедвигательных расстройств.

По данным исследований, дети с церебральным параличом чаще всего страдают недостатком сенсорного развития. Именно на раннем этапе реабилитации помогает нашим детям в дальнейшем продолжать развивать сенсорное восприятие. Одним из наиболее эффективным методом сенсорного развития, по мнению большинства педагогов и психологов, выступает игровая деятельность. По мнению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

На начальном этапе проводится диагностика, затем наблюдение за играющим ребенком, можно определить его интересы, представления об окружающей среде, обнаружить особенности характера, взаимосвязь ребенка со взрослым. Таким образом, для каждого ребенка определяется цель развивать сенсорные способности детей используя разные методики, игры и упражнения.

Игры для развития тактильного восприятия используется разнообразные природные материалы и предметы, отличающимися структурной поверхности. Использовать разные валики: мягкие, пушистые, жесткие и т.д. А также интересно будет игры с фольгой. Её можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Полезно также играть с разными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.

Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики малыша станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям.

Для занятия необходимо взять мелкую крупу: гречку, рис, пшено. Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Поднос должен иметь высокие края, желательно в виде бортиков, а не поднимающиеся плавно, но даже это не гарантирует того, что крупа не будет рассыпана по полу. Занятие лучше проводить в комнате, где нет ковровых покрытий, и два движения веником приведут пол в порядок.

Игры с пуговицами развивают мелкую моторику, координацию движений и творческую фантазию. Нужно взять пуговицы разного размера и цвета. Нарисовать схему и выложить на ней рисунок. Сначала малышу будет трудно, пуговицы будут разъезжаться в разные стороны. Поэтому, первое время, пуговицы для игры нужно брать большие, бумагу для схемы с шероховатой поверхностью, а схемы рисовать толстым фломастером, чтобы контур был ярким и широким.

Где звучит игрушка, берем звучащую игрушку, малыша просим закрыть глаза и игрушкой производим звуки над ребенком, за ним, перед ним, около окна и т.д. Малыш должен показать, где звучала игрушка. Игра формирует зрительно-слуховое восприятие у детей.

Попляши с погремушками, игра учит хватать мелкие предметы одной рукой и длительно удерживать ее в руке во время танца. Во время танца малышу приходится также подражать действиям ведущего, взрослый показывает, как танцевать, малыш – повторяет.

Вложи кубик в кубик, учит детей вынимать маленький вкладыш из большого и вкладывать его обратно, следуя инструкции: достань – вложи. Совершенствует мелкую моторику.

Уложи куклу спать, необходимо взять две куклы разной величины и две кроватки: большую и маленькую. Игра учит действовать согласно величине предметов, применять в практических действиях слова: большой, маленький, больше, меньше. Малыш оценивает свои действия: правильно – неправильно.

Спрячь мячик в ладошки, берем несколько мячиков разного размера. Одни малыш может спрятать в кулачки, а другие нет. Пробует проделать упражнение со всеми и отвечает, можно спрятать или нет. Игра учит ориентироваться на величину предметов, соотносить величины и предлагаемые действия.

Открой — закрой, занятие учит выполнению простых инструкций: открой – закрой, может выполняться одновременно (параллельно) со взрослым или самостоятельно, малыш должен комментировать свои действия: «на», «дай», «так».

Дом, учит составлять дом из двух деталей: кубика и треугольника (крыши). При этом малыш выполняет инструкции: возьми кубик, поставь кубик, возьми крышу, поставь крышу и комментирует действия: «дай», «дом», «так».

Цветные кубики, игра учит различать цвета, сравнивая кубики такой – не такой, ориентироваться на однородность кубиков, действовать по подражанию.

Волшебный мешочек, берем небольшой непрозрачный мешочек. Вместе с ребенком складываем в него игрушки, малыш их называет. Затем мешочек закрывается, игрушки перемешиваются, и малыш, опустив руку, находит игрушку, называет, достает и показывает. Игра учит узнавать на ощупь знакомые предметы.

В играх с предметами используется игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие разных предметов. Так как, ценность этих игр является тем что дети с церебральным параличом знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Для выбора игр необходимо знать особенности нарушения каждого ребенка с детским церебральным параличом.

Таким образом, условиями сенсорного развития детей раннего возраста являются, использование игр, а также создание предметно-развивающей среды для ребенка.

 

 

                                                      С.А. Тажибаева 

                                                               Филиал КФ «UMC»

«Национальный центр детской

                                                                        реабилитации», психолог,

                                                                                                                                                        г. Астана

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.