Home » Баяндамалар » Интегрированные уроки внеклассного чтения как средство развития личностных качеств младших школьников с нарушением интеллекта

Интегрированные уроки внеклассного чтения как средство развития личностных качеств младших школьников с нарушением интеллекта

Вопросы об особенностях личностных качеств у младших школьников с нарушением интеллекта является одной из актуальных проблем в специальной педагогике и психологии.

В настоящее время личностные качества ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова,

И.М. Соловьев и др.

Общепринятой считается в специальной педагогике и психологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой, умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом.

Формирование личностных качеств является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию личностных качеств младшего школьника с нарушением интеллекта способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Исследования показали, что незрелость личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его всей психики в целом.

Актуальность исследования состоит в том, что весь наработанный опыт и знания, касающиеся формирования и развития личностных качеств у младших школьников с нарушением интеллекта, нуждаются в систематизации и дополнении. Если рассматривать данную проблему сквозь призму коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушение интеллекта, то актуальность данного исследования приобретает новые грани. А именно — необходимость новых исследований и наработок в этом ключе для дополнения и обновления методологической базы по работе с детьми данной категории.

Межличностные отношения в коллективе и самооценка в большой мере определяются успехами в учебной деятельности школьников. Хорошо успевающие ученики с адекватной или несколько заниженной самооценкой своих возможностей и успехов, как правило, занимают благоприятное место в коллективе. Умственно отсталые школьники со слабой успеваемостью, переоценивающие свои возможности, проявляющие завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений, чаще всего занимают неблагоприятное положение в коллективе сверстников.

Для проверки гипотезы о том, что если использовать интегрированные уроки внеклассного чтения, то уровень развития личностных качеств младших школьников с нарушением интеллекта повысится, был осуществлен эксперимент, проведенный в период с января по май 2017 года в 3 этапа:

  • Констатирующий эксперимент, проходил в январе 2017 года и содержал в себе: выявление уровней сформированности личностных качеств у младших школьников с нарушением интеллекта по разработанному критериальному и диагностическому инструментарию; подготовку необходимых научно-методических материалов для внедрения интегрированных уроков чтения в учебный процесс с целью развития личностных качеств детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в образовательный процесс.
  • Формирующий (обучающий) эксперимент, проходил с января по март 2017 года и содержал в себе внедрение разработанной системы интегрированных уроков чтения, направленных, в первую очередь, на развитие личностных качеств младших школьников с нарушением интеллекта в образовательный процесс.
  • Контрольный эксперимент (заключительный этап) проводился в марте 2017 года и содержал в себе выявление эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию личностных качеств детей младшего школьного возраста нарушением интеллекта.

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе КГУ «Костанайская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области.

Исследование осуществлялось в естественных условиях в рамках учебно-воспитательного процесса представленного выше учреждения. Она планировалась и проводилась с младшими школьниками с нарушением интеллекта, исходя из учета сензитивного периода, предполагаемой смены социально-образовательных условий и влияния на них сформированности личностных качеств.

В процессе проведения эксперимента за базовую совокупность мы приняли два третьих класса по 5 человек в каждом классе. 3 «А» класс КГУ «Костанайская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области и 3 «А» класс КГУ «Костанайская специальная  школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области.

Мы обозначим две группы: группа «А» — учащиеся 3 «А» класса Костанайской специальной школы для детей с особыми образовательными потребностями и группа «Б» — учащиеся 3 «А» класса Костанайской специальной школы-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями.

Для реализации поставленной цели исследования были использованы следующие диагностические методики для выявления уровня сформированности личностных качеств младших школьников с нарушением интеллекта (3 методики):
1) Диагностика понимания детьми эмоциональных состояний человека. Автор: С.Д. Забрамная, О.В. Боровик.

2) Методика «Эмоциональные лица».  Автор: Н.Я Семаго (1 серия).

3) Методика «Эмоциональная идентификация». Автор Е.И. Изотова.

Исходя из результатов исследования на констатирующем этапе, мы обозначим две группы: экспериментальную – учащиеся группы «А» и контрольную – учащиеся группы «Б».

Таким образом, по результатам проведенного исследования, мы выявили, что большая часть учащихся находятся на низком уровне, что говорит о том, что необходима коррекционно-педагогическая работа по формированию и развитию личностных качеств младших школьников с нарушением интеллекта.

Формирующий этап эксперимента организован в период с января по март 2016 в течение 8 недель. Формирующим экспериментом были охвачены младшие школьники нарушением интеллекта экспериментальной группы.

Цель формирующего этапа эксперимента заключалась в развитии личностных качеств у младших школьников с нарушением интеллекта через проведение интегрированных уроков внеклассного чтения.

При планировании и организации интегрированных уроков внеклассного чтения нами были соблюдены следующие условия:

  1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух
    различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
  2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
  3. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
  4. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

На данном этапе эксперимента было проведено 9 интегрированных уроков внеклассного чтения и культуры поведения в рамках календарно-тематического планирования, утвержденного администрацией школы.

Заключительным этапом эксперимента был контрольный эксперимент. Он позволил нам подвести итоги коррекционно-педагогической работы по развитию личностных качеств младших школьников с нарушением интеллекта. Данный этап был проведен в марте 2017 года и имел цель: выявление эффективности развития личностных качеств посредством проведения интегрированных уроков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта.

 

Шамарова Малика Айтпаевна,

студентка 4курса, специальности дефектология,

Костанайского Государственного Института.

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.