«…в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности».
Аурелио Печчеи
До последних лет «дать знания» понималось как «обучать» и шло в одном направлении при отсутствии «обратной связи». Учитель сам обучал, сам проверял, сам контролировал. Это привело к проявлениям пассивности у учащихся, безыницативности, неспособности к мобильности. Сегодня общество заинтересовано в учащихся с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие, умеющих использовать полученные знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. От учителя сегодня требуется, чтобы учащиеся могли не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира. Произошло переосмысление позиций учителя, который становится больше «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. В учащемся следует видеть своего партнера, имеющего определенный жизненный опыт. Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения сегодня трудно организовать успешный процесс. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.
Что нужно делать современному учителю, чтобы этот потенциал был реализован? Внедрять новые идеи, образовательные технологии, образовательные модели в практическую деятельность. Обновление содержания образования предусматривает глубокие изменения, предполагающие обновление структуры и содержания образования, преобразование методических материалов. В процессе работы с учащимися главенствующую роль приобретает ориентация на личность.
Основными принципами обучения с инновационным подходом являются доверительные отношения учителя и учащегося, создание проблемной ситуации и пути ее решения, многоуровневые задания, самоконтроль, взаимоконтроль. Каждый урок должен носить исследовательский, творческий характер. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Определение «инновация» сводится к понятию «новшество», «новизна».
Актуальность инновационного обучения состоит в преодолении авторитарного стиля в системе преподавания, использовании личностно — ориентированного обучения, в раскрытии творческого потенциала ученика.
При использовании личностно — ориентированного обучения основная задача учителя формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. При личностно — ориентированном обучении можно использовать метод проектов, в котором проявляется самостоятельная исследовательская деятельность ученика, актуализируются важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствуются умение работать с текстами разных стилей и типов. Этапы работы над учебным проектом:
— выбор старшеклассником темы;
— составление плана;
— изучение литературы и сбор материала;
— создание собственного текста;
— защита;
— ответы на вопросы по теме проекта.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
— развивающее обучение;
— проблемное обучение;
— создание ситуации успеха на уроке;
— развитие критического мышления;
— дифференцированный подход к обучению.
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Дифференцированный подход позволяет реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна не увеличиваться по объему материала, а должно присутствовать разнообразие заданий, например:
— составление текстов диктантов;
— составление заданий по изучаемому материалу;
— составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
— написание мини-сочинений;
— работа с дополнительной литературой;
— проверка индивидуальных заданий;
— выполнение обязанностей консультанта по групповой работе.
Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.
Основными принципами инновационного обучения являются:
— креативность;
— усвоение знаний в системе;
— нетрадиционные формы уроков;
— использование наглядности.
Хочется особо сказать об игровых технологиях. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны. Одним из таких методов является – игра. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Дидактическая игра является очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, поэтому процесс обучения становится более эффективным. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает снять некоторые трудности, связанные с запоминанием материала. Дидактическая игра на уроках русского языка расширяет кругозор, способствует обогащению словарного запаса, несёт огромный эмоциональный заряд, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
— ассоциативный ряд;
— опорный конспект;
— мозговой штурм;
— дискуссия;
— чтение с остановками;
— кластеры;
— синквейн;
— эссе;
— ключевые термины;
— исследование текста;
— работа с тестами;
— нетрадиционные формы домашнего задания.
Прочное место в обучении занимает использование новых информационных технологий. ИКТ в обучении дает неограниченные возможности: можно активизировать познавательную деятельность, осуществлять дифференцированный, индивидуализированный, личностно-ориентированный подход, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. ИКТ позволяет развивать навыки исследовательской деятельности учащихся, способствует раскрытию их способностей, повысить мотивацию к обучению. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру. На уроках литературы можно использовать презентации, созданные учащимися — это могут быть биографии писателей или поэтов. Учащимся предварительно дается задание собрать необходимый биографический материал, продумать анимацию. Опираясь на помощь учителя, учащиеся намечают план работы, подбирают материал, создают презентацию и представляют ее на уроке. При творческом подходе можно сделать уроки по-настоящему новаторскими, яркими и запоминающимися.
Итак, предпочтительность использования инновационных методов обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:
- 10% того, что читает;
- 20% того, что слышит;
- 30% того, что видит;
- 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
- 80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;
- 90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Жаналина Л.Е.,
старший преподаватель,
филиал АО НЦПК «Өрлеу»,
город Костанай